Плато Путорана. 2014 год

Каждый второй турист, мечтает там побывать
и только каждый тридцатый осуществляет свою мечту.

День первый. (14.07.2014)

В 10-30 на самолете «Уральских Авиалиний» мы совершили посадку в воздушной гавани по имени «Алыкель». Норильск нас ждал, скрываясь в легком тумане вредных выбросов.

Стоя в очереди на паспортный контроль, связались с капитаном катера Вадимом Воронцовым (+7 913 5314580), который подтвердил, что рейс сегодня состоится, что группа из Москвы уже прилетела и что надо быть на пристани в 13-00.

Времени мало, а очередь не двигается. Молодой милиционэр внимательно проверяет паспорта и никуда не торопится. Но вот, наши лица прошли контроль, и мы снова попадаем в очередь на получение багажа, точнее его сверке.

Все, выбрались! Рюкзаки на плечах, лодки–пакрафты — в руках (ручная кладь), выходим из здания аэропорта и таксисты, как стая голодных чаек, накинулись на нас. (Выбрали умеренно голодного или более адекватного). Теперь в город по магазинам!

Вовка в самолете вспомнил, что забыл коврик дома, нужно не забыть его купить. Продукты по списку из расчета 600-700 гр./чел. в день. Планируемый маршрут 21 день.

Капитан Вадим

Т.е 25 кг продуктов без веса упаковки.

Экипировка и сборы

Продукты покупали в трех магазинах, цены нормальные, по карману не бьют. За хоз. товарами пришлось поездить, а время неумолимо движется к часу. Долго не могли найти полиэтилен, нашли в строительном магазине.

Таксист оказался плохим знатоком города, точнее магазинов, со второй, а то и с третьей попытки удавалось купить нужное нам. Время вышло, звоню Вадиму, предупреждаю, что немного опоздаем. Опоздали на 20 минут, но купили ВСЁ! Или почти всё!

Плато Путорана

На катере нас ждали восемь человек. Капитан Вадим, и семь москвичей туристов.

Быстро закинули вещи на катер и в путь! Туристы молодые, только закончили Вузы, общение как-то не складывалось. Катер через 5 часов привез нас на р. Бучирама. Высадились, произвели расчет с капитаном, он пожелал счастливого пути и поехал в сторону Олега Крашевского. Мы далеко в лес не пошли, на берегу сделали лагерь, сварили ужин и спать. Москвичи ушли чуть дальше (300м) и тоже встали лагерем.

День второй. (15.07.2014.) Старов В.А.

Утро началось в 08.00 подъемом с помощью будильника на часах В.Ю. и каким-то завтраком. После чего мы по совету опытного и бывалого путешественника (В.Ю) облачились в гидрокостюмы т. к. было сказано, что мы постоянно будем переходить реку вброд и это необходимо. Собрали рюкзаки, которые оказались неподъемные, подняли их и потопали по направлению к речке, которая впадает в оз. Лама. (Бучирама). По речке сделали несколько бродов туда-сюда, Плато Путорана уже после первого у меня промокли ноги, но было довольно тепло в неопреновых носках, хотя и хлюпало, пройдя ещё минут тридцать, мы поняли, что идем не по Бучираме, а по ее притоку.

После короткого совещания, мы решили пойти траверсом, вернее мне было предложено, пойти первым и я пошел. Понятно, что разбирать дорогу я не стал, короче «слоны отдыхают». Сделав несколько переходов, на одном из которых мы видели пару оленей ( у самца были здоровущие рога) я понял, что если пройду еще пару шагов в этом гидрокостюме, то просто сдохну. В нем мало что жарко и душно, он сковывает движения и перестают подниматься ноги. Ну,я от него быстренько избавился и облегченно вздохнув, двинулся дальше. В.Ю. хватило еще на один переход по кушерам, по которым я его вел напрямую, по направлению к реке Геологическая.

Плато Путорана

Он так же избавился от «гидры» и засеменил быстрее, радуясь своему чудесному рюкзаку фирмы «ВЕК», гигантскому зеркальному фотоаппарату, для которого нужен целый рюкзак и пара лет занятий на тренажерах.

Но, через некоторое время, пролезая под очередными кустами на карачках с 40 кг рюкзаком, я услышал какие-то ругательства, короче В.Ю. категорически не захотел вставать с рюкзаком на четвереньки и ползти за мной. Молвив, что-то вроде того, что он знает короткий обход, В.Ю. ретировался в сторону реки Бучирама, сказав, что на Геологической я должен приготовить обед.

Подумав, что до Бучирамы по болотам он будет идти часа два, я через тридцать минут выполз из зарослей к реке Геологическая. Неторопясь, приготовил обед и стал поджидать В.Ю. Он заявился неожиданно быстро и не с той стороны, сказав, что на Бучираму он не пошел, а ограничился тем, что как-то обошел кусты. Пообедали и пошли дальше по р. Геологическая неторопливо подволакивая ноги под весом рюкзаков.

Плато Путорана

Реку переходили раз десять и после третьей ходки В.Ю. остановившись, поведя головой справа налево, сказал, что пахнет костром — возможно, это егерь. Нужно, разбив лагерь, постараться с ним не встречаться. Что мы и сделали. Поставили в лесу на высоком берегу палатку с тентом, разожгли костер, сварили ужин и, порадовавшись за успешно проведенный день, улеглись спать!

День третий.(16.07.2014) Каргаполов В.Ю.

Утром — завтрак, сборы и движение по реке вверх. Вышли в 10-10 с ночевки, через двадцать минут увидели палатку. Подошли поздороваться. В палатке живет одессит Леха (хохол), правда как выяснилось, он когда-то был местным с Талнаха, но потом уехал в Одессу и теперь — хохол. Рассказал, что у них там было …. как люди становятся скотами за 60$.

Поговорили минут 15, пожелали друг другу удачи, хорошей погоды и пошли дальше. Четыре ходки по 50 минут и обед, после обеда, еще четыре. Но в этот день все было иначе. После обеда мы пошли как всегда — Вовка впереди, я потихоньку сзади ползу. Вовка поднялся на полку, так как впереди по берегу было препятствие, я шел то по воде, то по берегу ( перед выходом, на отдыхе между ходками, мы проговорили, что скоро надо будет набирать высоту, то есть двигаться по полкам). Пройдя чуть-чуть, я тоже решил, что надо переходить на полку.

Плато Путорана

Забрался не торопясь, смотрю, а Вовки уже на этой полке нет, ну значит, он на следующей, медленно лезу туда. И на следующей его тоже не оказалось. Покричал его — ответа нет, либо не слышит, либо….. так далеко убежал. Ходок он ещё ТОТ! Подумал, может до озера он добрался и ждет меня там, ведь без остановок может топать «на первой передаче» сутками. Вскоре показалось озеро, и снова я его не догнал. Достал фотоаппарат, сделал несколько фотографий. Подождал. Подполз под рюкзак, навалил на спину и кое — как поднялся, вполз не спеша на взгорок. Сбоку от взгорка снежник и тянется на несколько километров, а на снегу точка движется в сторону перевала — точно Старов, подумал я, вот гад! Пытаюсь его догнать, развил первую космическую, уже на вторую собрался переключиться, как вдруг…. следы на снегу и совсем не от ботинок Старова. А принадлежат Мишке (маме) и её детенышу. Они скрылись за бугром. Мне стало жарко, то ли от быстрой ходьбы, то ли от увиденного размера следа. Мой 42, смотрелся на фоне «дамской» лапки, следом лилипута.

Вторая космическая мне понадобилась, но в обратном направлении (к озеру). Вес рюкзака куда-то пропал, и усталость тоже. На перевал забежал быстро. За перевалом второе озеро, дальше него мы сегодня не планировали идти. Старов, где ты? Да и на этом озере его нет.

Какие мысли могут возникнуть у человека, который сослепа, пытался догнать медведя, принимая его за друга. Нет, он может быть и друг (медведь) вернее подруга, но не мне. А Старова нет! Ладно, набегался надо ставить лагерь. Может Вовка тоже ЕЁ видел и решил спуститься и предупредить меня? Все равно, надо ставить палатку, убирать вещи под тент.

Погода потихоньку портится, начал накрапывать дождь. А ещё медведь рядом где-то бродит. Перекусил что-то, запил чаем. Сил нет бегать, да и Старова нет. Поднялся, решил идти на первое озеро, а потом посмотреть куда пошла Мишка, снежник длинный, может ещё и Вовкин след найду, а не найду — значит его здесь не было. Через какое-то время, сделав круг, вернулся к палатке. Дождь усилился, на часах 2 ночи. Надо отдохнуть. Забрался в палатку, укрылся спальником и немного вздремнул.

Плато Путорана

Утро. Дождь шуршит по тенту палатки, надо вставать и искать Старова. Прежде всего, прорабатываю в голове план: спуститься до Геологической и поговорить с группой туристов из Москвы, может, помогут просмотреть склоны. Так и сделал, пошел за перевал к Геологической, вместо очков, взял фотоаппарат.

Сначала я брел в густом тумане, но, чем ближе приближался к реке, тем больше наблюдалось разрывов и туман становился менее плотным. На последней полке заметил вещи, которые находились на берегу реки, навел фотоаппарат…да, вещи Старова.

Спускаюсь! Все аккуратно укрыто от дождя, но часть вещей и рюкзака нет. Значит, Старов тоже где-то бродит, ищет меня. Написал ему записку, в которой указал, где стоит лагерь и засунул ее в вещи (все равно к вещам он придет, найдет записку и подойдет к лагерю у озера). На душе отлегло.

Пошел наверх к лагерю, по пути думал встречу Старова. Да, через 5-6 часов я увидел и его. Он сказал « как сильно уважает и даже, наверное, любит меня, но весло ломать об мою спину не станет», хотя, я думаю, именно этого ему и хотелось больше всего. Ведь когда я бежал за медведем, я тоже думал, что догоню Старова и скажу ему примерно тоже самое…

Дошли до палатки, сделали покушать, собрали лагерь и перенесли его на другой берег озера. Сегодня полудневка, надо отдохнуть и сделать какие-то выводы из вчерашней ситуации.

А вот картина вчерашнего дня, глазами Вовки Старова:

Поднимаемся мы с В.Ю. по Геологической, и решаю я обойти прижимчик по сопке, а В.Ю. по речке. Минут через 20, выхожу я опять на речку, нахожу место, где просматривается вся река и сижу, жду В.Ю. Полчаса подождал, нету. Ну, думаю, может, сидит, отдыхает где, пойду, посмотрю. Сходил до места, где расстались — нет его.

Я озадачился. Подумал, вернулся к рюкзаку. Ну, думаю, может наверх проскочил, пойду, схожу к водопаду. Сходил-нет В.Ю. Я ещё больше озадачился. Сходил ещё раз вниз, просмотрел речку. Никаких следов: из воды не торчит ни рюкзака, ни рук, ни ног. Подумал: « раз В.Ю. меня не ждет рядышком и нее появился, значит, наверное « утоп».

Пошел я его искать вниз по течению реки, осматривая все заводи и ямы. Дошел до каньона, смотрю, « москали» ютятся — лагерь ставят. Я к ним, мол, не видели В.Ю. — они в отказ. Я с ними посидел немного, да и пошел вниз по реке, еще раз просматривая все ямы и прижимы палкой, не дай бог, найду что.

С часик, наверное, топал вниз, смотрю, хохол идет, я мимо него прошел ещё минут 20, тут река разлилась так, что воды по щиколотку, ну думаю, сюда его не дотащило, пошёл наверх. И тут начался дождь. Догнал я хохла, привел его к москалям в лагерь. Ну, мы чайку попили, палатку его(MSR) поставили, в неё я спать и завалился, утром буду думать, что делать. А хохол за следующим рюкзаком пошел, «челночил» он (было часа 3 ночи).

Четвертый день. (17.07.2014) Старов В.А. Продолжение:

Проснулся я в 8-00 от топота «москалей», в ужасе подумал о вчерашнем дне. Вылез, договорился с ними выйти вечером «на связь со спасателями» ( у них есть спутниковый телефон), позавтракал чем Бог послал и пошел к своему скарбу.

Думаю сейчас возьму немного барахла, да схожу наверх, осталась последняя надежда, что В.Ю., потеряв всякую человечность, бросил меня и ушел наверх, хотя мы шли вместе и раз в час отдыхали. Копаюсь я в барахле и вот радость — нахожу записку от В.Ю., где говорится, что он наверху и ждет меня.

Я все бросаю, заново собираю барахло и потихоньку шагаю наверх. Пройдя две ходки упираюсь в стену, сажусь подумать, куда идти и тут неожиданно замечаю красное пятно, которое так долго разыскивал по реке Геологическая — это В.Ю.

Я очень обрадовался, и даже забыл сломать об него весло. После этого мы с ним поднялись на перевал и к озеру, где он поставил палатку. Пообедали, решили сегодня никуда не ходить, а просто вялиться на солнышке.

Через некоторое время, мы заметили на противоположном берегу озера «москалей», которые в 20-00, не останавливаясь, прошли в сторону БХМ. В 22-00 на перевале появился хохол, он нам что-то прокричал, но мы его не расслышали. Он тоже пошел вслед за «москалями». Время было позднее, мы поужинали и легли спать.