12 марта (вторник). Путешествие по Байкалу

Байкал

Егеря оказались приветливыми добродушными людьми, впрочем, как и все в здешних краях.

Утром, нас накормили жареной картошкой с мясом — это просто объедение! А про лепешки местного производства, которые ребята сами жарят, и говорить нечего — шедевры и, конечно же, чай с дикой клубникой! Казалось, ничего вкуснее я не ела. Мы отогрелись, выспались, покушали и были готовы к продолжению путешествия. Но, ой как не хотелось покидать натопленное гостеприимное жилище, тем более,что Вовик решил сразу от кордона идти на мыс Хобой (это северная оконечность о-ва Ольхон) и одна ночевка нам точно предстояла на открытом пространстве озера. А по поводу погоды нам никто не мог дать никаких прогнозов. Мы настроились на то, что все будет хорошо (ведь мы же любимчики судьбы) и тем более 15 марта мы должны быть в пос. Хужир. Во-первых, Вовик Старов обещал нагрянуть туда из Красноярска, а, во-вторых, и МЧС-ки отметили для себя, что 15 мы должны быть в Хужире. Вдруг, да кинутся нас искать…

Провожали нас очень радушно; ребята вышли на лед, с ними прибежали и местные коты, которые от холода готовы были забраться к нам куда угодно, хоть в сани, хоть за пазуху, но инстинкты восторжествовали, и они предпочли не удаляться от жилища. После теплых, дружеских расставаний, мы продолжили путь.

Мы действительно везунчики. Сегодня — целый день штиль, и t в районе -2 градусов. Просто праздник, мы идем и даже боимся радоваться такой удаче. А то погода здесь настолько непредсказуема, вдруг опять начнет портиться..

Вечером решили встать немного раньше, т.к. нужно было разобраться со сломанной палаткой, да и запланированную 20 километровку мы уже прошли. Целый день было пустынно, а при установке палатки со стороны Усть-Баргузина на нас надвигалась машина. Ну вот, как не во время, подумали мы. Это тоже были бурятские рыбаки, влекомые своей природной любознательностью, они не смогли проехать мимо нас. Несмотря на то, что все они немного «под шафе»- разговаривали очень дружелюбно. Удивились, узнав, что мы будем ночевать «на льду». Предлагали свою помощь и, конечно же, часть улова, но мы вежливо от всего отказались. Будем надеяться, что 20-ти км «отрыв» от берега убережет нас от любопытных ночных гостей.

Палатку закрепили. На ужин у меня была двойная порция омуля ( Вовик отдал мне свою рыбеху, стремясь подкрепить мои силы, за что я ему очень благодарна).

Где-то вдалеке у берега поблескивали огни рыбацкого поселка, а нас окружили мириады звезд, мерцавшие на ночном небосводе, напоминая нам о вечности!

13 марта (среда)

«Здравствуй, Ольхон!»

Ночь прошла спокойно, не считая гудения самолетов, пролетающих высоко над нами. Да, в северной части озера можно было наслаждаться АБСОЛЮТНОЙ тишиной, а здесь уже пролегаю воздушные трассы, которые незамедлительно о себе напомнили, создавая шумовые эффекты.

День обещал быть хорошим. Мы выспались, покушали, t по-прежнему не опускалась ниже — 5 градусов, значит днем точно будет 0 градусов и, самое главное — полнейший штиль — ни дуновения, ни завихрения, лишь изморозь на вещах и палатке, что говорит о повышенной влажности. Конечно, мы же находимся на открытой водной поверхности, хоть и замерзшей.

Мы бодро, без приключений прошагали оставшуюся 20-ти километровку и к вечеру, как и было запланировано, вышли к мысу Хобой. «Ну, здравствуй — сердце Байкала! Мы снова здесь!»

Да, еще не доходя до береговой линии, у нас витала мысль о том, что где-то надо добыть дров, иначе придется ночевать в нетопленной палатке. Ну, и, как всегда, к вопросу об ангелах и провидении Господнем… Закинув эту мысль куда нужно, мы обязательно должны были пройти мимо того пенька, который стоял на нашем пути в ожидании нас. Конечно же, скорее всего здесь останавливались рыбаки, они — то его и оставили. Но мы, как всегда, оказались в том месте в то самое время. Что ж, с дровами опять — полный порядок, ищем у берега закуток, где можно поставить палатку. Да, в прошлом году здесь было столько торосов, что пройти между ними было трудно, а в этом — отдельные льдины виднеются на поверхности, но все остальное тщательно засыпано снегом. В этом году действительно более суровая и более снежная зима и это ощущается во всем.

Ветерок опять стал задувать, да и закат какой-то не очень впечатляющий — запад весь затянут тучами, и отливает красным светом. От такого можно ожидать чего угодно, вплоть снова, до шквального ветра, но мы надеемся, что нам повезет. Хотя два дня штилевых — это уже подарок и хотеть еще чего-то в этом роде — уже наглость с нашей стороны.

Поставили палатку, на всякий случай, для большей надежности, присыпали ее провисающие края снегом. Ну, вот и рыбка готова — можно ужинать. Оставшиеся от рыбки кости вместе с ароматно пахнущей досочкой решаем оставить подальше, в торосах. Не хочется как-то ночью услышать вблизи палатки какие-нибудь чавкающие звуки или увидеть горящие звериные глаза. Ну, это уже из серии фантазий на тему; хотя, кто знает, егеря говорили, что в этом году и зима суровее и зверья побольше. От греха подальше — решили мы и, спокойно уснули.

14 марта (четверг)

Байкал

«О мечтах, которые сбываются, добрых людях и немецких гимнах»

Утро достаточно прохладное. Выбираемся с санями на ближайшую дорогу, которою зовется глубокая колея в снегу. Какое-то время идем по ней, но вот наши негабаритные сани не хотят делать то же самое; то боком проедут, то перевернутся — в общем, всячески тормозят процесс нашего передвижения. На что мы реагируем, решительно сворачивая с этой «путеводной нити» на «целину». А там, оказывается, и снега поменьше, да и занастован он получше — в общем, передвигаться гораздо удобнее. Постепенно начинаются торосистые участки (интересно, что находятся они не у берега, а в центральной части…) Потихоньку их преодолеваем, скорость наша начинает снижаться, сани начинают «артачиться». А вдоль берега — какой-то сплошной транспортный поток — одни машины — на север, другие — на юг, вот проехала группа туристов на квадроциклах, за ними пронеслись джипы. Лишь к обеду мы разглядели 5-х человек, бодро шагающих по дороге с санями на север. Ну вот, очередные собратья — путешественники, пусть им сопутствует удача!

После обеда поднялся ветерок и, что приятно нас порадовало — появились небольшие участки чистого льда, пришлось срочно одевать «когти» (приспособления, одеваемые на обувь, для придания устойчивости на льду). И вот, мы идем, а мыс Нюрганский все не приближается, настолько снизилась наша скорость в торосах. Солнце слепит глаза, если бы не солнечные очки — оно давно бы их выжгло. Вобщем, картина такая — впереди — жгучее солнце, со всех сторон — усиливающийся ветер. Передвигаться удобнее опустив голову , очи свои при этом «уперев в лед». Дело — к вечеру, солнце — на закат, а мы все еще в нескольких километрах от места предполагаемой ночной стоянки. На последней 5-ти минутной остановке Вовик сказал, что до Хужира (а это конечная точка нашего маршрута) осталось совсем немного и он предлагает, в случае чего идти всю ночь, учитывая, что ветер усиливается, и наша подломанная палатка еще не известно выдержит ли. После этого предложения, мне становится жутковато. Я уже промерзла, а когда солнце совсем зайдет t опустится еще ниже и ветер будет сильнее, а мы будем при этом будем продвигаться в темноте..»Нет, ну за что же нам такие жесткие испытания» : подумала я… Слезы непроизвольно опять текли по моим щекам, а неугомонный Бурхан не переставал надсмехается над нами. И вот тут-то: я знала, вернее сказать не знала, но очень горячо надеялась на такой исход! Практически дойдя до мыса, мы заметили автомобиль. Двигающийся как раз, в нашем направлении. Мы решили не упустить эту оказию.

Все произошло, как и должно было. Задержавшиеся рыбаки ехали в поселок МРС на грузовичке с открытым кузовом, который был наполовину загружен рыбой. И тут уж, как в том анекдоте: « мы хоть тушкой, хоть чучелом» попросили нас подвезти до Хужира. «Залазьте»: только и услышали мы. Нам дважды повторять не надо, запрыгнув со всей своей поклажей в кузов мы взгромоздились на сани, обнялись покрепче и, вцепившись в борта кузова, помчались. Теперь наша основная задача — не вывалиться по дороге, а ветер — дуй на здоровье, ты нам уже не страшен! Протрясясь с полчаса в кузове этого спасительного автомобиля — выгрузились у ворот усадьбы Никиты Бенчарова в п. Хужир. Рыбаки, узнавшие, что мы 12 дней ночевали «на льду» в палатке, даже деньги с нас отказались взять. Спасибо им за их чуткость и участие. Дай Бог им здоровья и богатого улова! Мы вроде бы ничего героического не сделали, а у многих наше путешествие вызывает уважение.

Так вот, спустя 12 дней — мы снова среди людей. Время — 21-15, люди готовятся ко сну, а мы пребываем в восторге. Ведь в это замечательное место мы стремились все наше путешествие. Ну и, конечно же, — шаблоны типа «мест нет» — на нас не распространяются и для таких бродяг, как мы, здесь всегда найдется уютный уголок. Нам выделяют небольшую комнатку, без удобств, но какие же это мелочи по сравнению со всем тем, что мы преодолели. Все в этом месте пропитано особой энергетикой, теплом и заботой, оттого-то пир каждом удобном случае, мы стремимся заглянуть именно сюда! Сам хозяин приносит нам два обогревателя, заботясь о том, чтобы мы не замерзли и, сообщает нам о том, что гостевая баня натоплена, и мы даже успеем еще чем-нибудь поужинать! Ура-А-А!!!

В столовую мы вошли под бравурные звуки немецких гимнов, которые распевали сытые и разморенные в тепле иностранцы. Мы немного эпатировали публику своим внешним видом. Конечно, тут видали всякое, но обгорелые, обветренные, пропахшие рыбой и костром чумазые путешественники «заваливаются» сюда не каждый вечер.

С огромной благодарностью съев все, что нам было предложено, мы удалились отогреваться и отпариваться в баньку.

Вот таки чудесным образом завершилось наше путешествие по северной части озера Байкал. Россия — удивительная страна.