Успенский собор

Успенский собор

Более 800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Успенский собор был заложен 8 апреля 1158 года. Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Успенский собор застал прогрессивную борьбу Владимирцев за объединение разрозненных земель. Именно в Успенском соборе восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У алтаря Успенского собора возводились на княжение легендарные полководцы — Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III. В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом на Руси.

Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17—18 веков. Можно представить как был красив Успенский собор в древние времена, когда вся его массивная глава, торжественные порталы, устроенные с трех сторон, а так же арочки и колонки расписанного аркатурного пояса были окованы листами золоченой меди, двери храма украшены «жемчугом великим» и драгоценными камнями, а стены и своды — яркой фресковой росписью. Свет хоросов-люстр и паникадил, которые были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с сочными красками росписи, архитектурными деталями и украшениями отражался в блестящих медных плитах пола, как в огромном золотом зеркале.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки, превосходная обработка архитектурных деталей, выполненных с удивительным чувством меры, сделали памятник классическим. Вот почему Успенский собор служил образцом для торжественных памятников раннего московского зодчества. А в конце 15 века известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который приехал специально для изучения Успенского собора, построил по его образцу Успенский собор Московского Кремля.

В 1185–1189 годах собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом он оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам Успенский собор был завершен по углам четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым.

В 1411 году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим отрядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные ценности, которые захватчики не смогли утащить, они предали огню. В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С начала 18 века предпринимались попытки по восстановлению Успенского собора.

Архитектурный облик Успенского собора очень своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, которые на западном фасаде соответствуют пяти нефам — продольным частям храма, направленным с запада на восток. Центральная часть Успенского собора вместе с огромной главой возвышается над галереями, создавая динамичное завершение самого высокого древнерусского храма.

Большой интерес вызывает некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а так же древнерусские писатели — епископ Симон, один из авторов «Киево-Печорского патерика» и Серапион Владимирский, известный своими поучениями, в которых он взывал русских людей к единению.