Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров

Нормативные документы

Очень рекомендуется ознакомиться внимательно.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров…

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1, ст. 29) и в целях повышения уровня авиацион­ной безопасности на воздушном транспорте, а также пресечения актов незакон­ного вмешательства в деятельность гражданской авиации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.

2. Признать утратившими силу:

приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 21 ноября 1995 г. N 102"Об утверждении и введении в действие Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов" (зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 1995 г., регистрацион­ный N 995);

от 30 сентября 2005 г. N 117"О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 102" (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2005 г., регистрацион­ный N 7107);

приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 7 апреля 2000 г. N 80-ДСП "О внесении изменений в порядок применения приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 102"Об утверждении и введении в действие Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2000 г., регистрацион­ный N 2206).

Министр И. Левитин

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров

I. Общие положения

1. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров (далее — Правила) разработаны на основании Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ"Воздушный кодекс Российской Федерации"* (далее — Воздушный кодекс), Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незакон­ного вмешательства, утвержден­ного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897**, Федеральных авиацион­ных правил"Требования авиацион­ной безопасности к аэропортам", утвержден­ных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142***, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.

2. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиацион­ного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

3. Настоящие Правила обязательны для исполнения сотрудниками службы авиацион­ной безопасности аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта (далее — служба авиацион­ной безопасности) и сотрудниками органа внутрен­них дел на транспорте, участвующими в проведении предполетного и послеполетного досмотров, администрациями аэропортов, авиацион­ных предприятий, эксплуатантов, пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов.

4. Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиацион­ного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиацион­ной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиацион­ного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незакон­ного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незакон­ного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещен­ных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиацион­ной безопасности.

Послеполетный досмотр проводится в целях предотвращения и пресечения незакон­ного ввоза и распространения оружия, боеприпасов, наркотических средств, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных веществ и предметов, представляющих повышен­ную опасность и имеющих криминальный характер, в первую очередь из регионов со сложной оперативной (криминоген­ной) обстановкой и с использованием автоматизирован­ных поисковых информацион­ных систем Министерства внутрен­них дел Российской Федерации розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, утративших связь с родствен­никами и без вести пропавших, находящихся в розыске, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1"О милиции"****.

5. Основной задачей проведения предполетного досмотра является своевремен­ное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиацион­ного) происшествия, а также предотвращения незакон­ного провоза опасных предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиацион­ной безопасности, и иных предметов и веществ, запрещен­ных или ограничен­ных к свободному обороту на территории Российской Федерации.

II. Организация проведения предполетного и послеполетного досмотров

6. Предполетный и послеполетный досмотры (далее — досмотры) пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиацион­ного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся сотрудниками службы авиацион­ной безопасности с участием сотрудников органа внутрен­них дел на транспорте, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.

Решение о проведении послеполетного досмотра принимает старший смены подразделения органа внутрен­них дел на транспорте по досмотру с письмен­ным уведомлением начальника смены службы авиацион­ной безопасности.

7. В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет сотрудников органа внутрен­них дел на транспорте, досмотры проводятся с участием сотрудников территориальных органов внутрен­них дел.

8. На аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиацион­ной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна или назначен­ный им член экипажа.

9. Производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудован­ных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра.

10. При досмотрах применяются технические и специальные средства: стационарные рентгенотелевизион­ные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, рентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра и другие (далее — технические и специальные средства), сертифицирован­ные в установлен­ном порядке, а также служебные собаки кинологических подразделений.

11. Технологии проведения досмотров разрабатываются и утверждаются администрацией аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта, согласовываются с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и соответствующим органом внутрен­них дел на транспорте (при его отсутствии с территориальным органом внутрен­них дел).

12. Предполетный досмотр проводится на всех внутрен­них и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организацион­но-правовой формы и формы собствен­ности.

13. Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, санитарно-карантин­ного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а при выполнении международных полетов, кроме того, после осуществления пограничного, таможен­ного, иммиграцион­ного и иного контроля.

14. Организация проведения досмотров возлагается на администрацию аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр.

Администрация аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатант обеспечивают выполнение рекомендаций аэропортовой комиссии по авиацион­ной безопасности, создаваемой в соответствии с Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незакон­ного вмешательства, утвержден­ным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897.

15. Досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в присутствии пассажира.

Досмотры багажа могут производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие.

16. Досмотры багажа в отсутствие пассажира, связан­ные с необходимостью вскрытия багажа, по совместному решению руководителей службы авиацион­ной безопасности и органа внутрен­них дел на транспорте проводятся комиссией, в состав которой входят сотрудники службы авиацион­ной безопасности и органа внутрен­них дел на транспорте, в присутствии двух свидетелей, а при необходимости и представителей иных государствен­ных контрольных органов, осуществляющих различные виды контроля.

17. Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.

18. При поступлении информации об угрозе совершения акта незакон­ного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

19. При задержке отправления пассажира, связан­ной с проведением предполетного досмотра, должностные лица администрации аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта, осуществляющие досмотр, принимают меры для отправки пассажира очередным рейсом.

20. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Воздушного кодекса.

21. При досмотрах грузов и багажа применяются стационарные технические и специальные средства, а также могут использоваться служебные собаки кинологических подразделений.

22. Досмотры почтовых отправлений осуществляются без их вскрытия. Почтовые отправления с нарушен­ной упаковкой к перевозке на борту воздушного судна не допускаются.

23. Бортовые запасы воздушного судна в различных видах упаковки досматриваются в специально оборудован­ных пунктах досмотра в аэропорту.

24. Досмотрен­ный багаж, бортовое питание, грузы и почта подлежат маркировке номерными стикерами уполномочен­ными лицами служб авиацион­ной безопасности.

25. Контроль за соблюдением технологического процесса досмотров возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный в области контроля (надзора) на транспорте, и федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный в области внутрен­них дел.

III. Организацион­но-технические мероприятия по досмотрам

26. Организацион­но-технические мероприятия по досмотрам обеспечивают:

своевремен­ное выявление и предотвращение незакон­ного провоза на борту воздушного судна оружия, боевых припасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, предусмотрен­ных перечнем основных опасных веществ и предметов, запрещен­ных (разрешен­ных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрирован­ном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложение N 1 к настоящим Правилам);

своевремен­ную передачу информации об угрозе захвата воздушного судна и о других актах незакон­ного вмешательства в деятельность гражданской авиации должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, задействован­ных в пресечении актов незакон­ного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров на всех этапах обслуживания, об их правах и обязан­ностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответствен­ности за их незакон­ный провоз;

исключение контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр и допущен­ных к посадке на борт воздушного судна, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, провожающими, персоналом аэропорта, не занятым обслуживанием пассажиров дан­ного рейса.

27. Для проведения досмотров пассажиров в аэропортах оборудуются изолирован­ные зоны контроля.

Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее — стерильная зона).

Перед входами в зону контроля и пункты досмотра вывешиваются указатели:"Зона контроля","Пункт досмотра".

28. В пункте досмотра должно быть предусмотрено помещение, оборудован­ное техническими и специальными средствами, и помещение (кабина) для личного (индивидуального) досмотра.

29. В аэропортах количество зон контроля, пунктов досмотра, а также оснащение их техническими и специальными средствами определяется в зависимости от объема перевозок.

30. Надежность досмотров и качество обслуживания пассажиров обеспечиваются:

оптимальным расположением зон контроля и пунктов досмотра в зданиях пассажирских терминалов и технических и специальных средств в них;

созданием условий для комфортного размещения пассажиров, работы персонала и удобного осуществления контрольных процедур;

соблюдением условий эксплуатации и порядка обслуживания технических и специальных средств.

31. Зоны контроля и пункты досмотра оборудуются в соответствии с требованиями Федеральных авиацион­ных правил"Требования авиацион­ной безопасности к аэропортам", утвержден­ных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142.

32. В зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформлен­ного в установлен­ном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.

33. Нахождение лиц, не связан­ных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля и пунктах досмотра категорически запрещается.

34. Оборудование и оснащение зон контроля и пунктов досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта.

IV. Структура групп предполетного досмотра

35. Штатная числен­ность сотрудников службы авиацион­ной безопасности, осуществляющих предполетный досмотр, определяется администрацией аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта в зависимости от режима работы, объема пассажирских перевозок, типов эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащен­ности пунктов досмотра.

36. Числен­ность сотрудников органа внутрен­них дел на транспорте в пункте досмотра (зоне контроля), принимающих участие в предполетном досмотре, определяется начальником органа внутрен­них дел на транспорте с учетом штатного расписания, объема пассажирских перевозок, количества пунктов досмотра и их технической оснащен­ности.

37. На каждый пункт досмотра выделяется необходимое количество сотрудников и назначается старший группы досмотра из сотрудников службы авиацион­ной безопасности.

38. Группа предполетного досмотра пассажиров, как правило, состоит из пяти (трех) сотрудников службы авиацион­ной безопасности и одного сотрудника органа внутрен­них дел на транспорте.

Группа предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, авиацион­ного персонала, багажа, грузов и почты, как правило, состоит из четырех (двух) сотрудников службы авиацион­ной безопасности, одного сотрудника органа внутрен­них дел на транспорте и определяется администрацией аэропорта по согласованию с органом внутрен­них дел на транспорте в зависимости от режима работы аэропорта и объема перевозок.

39. Сотрудники службы авиацион­ной безопасности и органа внутрен­них дел на транспорте в зависимости от режима работы аэропорта распределяются по сменам. Состав смены определяется количеством действующих пунктов досмотра.

При наличии двух и более пунктов досмотра назначается старший смены досмотра службы авиацион­ной безопасности и старший смены досмотра органа внутрен­них дел на транспорте.

Порядок взаимодействия старшего смены досмотра службы авиацион­ной безопасности и старшего смены досмотра органа внутрен­них дел на транспорте определяется технологиями проведения досмотров, предусмотрен­ными пунктом 11 настоящих Правил.

40. В период проведения досмотров сотрудники службы авиацион­ной безопасности, осуществляющие досмотр, должны быть одеты в формен­ную одежду установлен­ного образца с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками.

V. Права и обязан­ности сотрудников службы авиацион­ной безопасности и сотрудников органа внутрен­них дел на транспорте при проведении досмотров

41. Сотрудники службы авиацион­ной безопасности и сотрудники органа внутрен­них дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право:

требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиацион­ной безопасности на воздушном транспорте;

проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформлен­ные в установлен­ном порядке, и документы, удостоверяющие их личность;

проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке воздушным транспортом;

проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиацион­ного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;

наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра;

изымать у пассажиров обнаружен­ные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещен­ные к перевозке воздушным транспортом;

досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения;

вносить предложения, направлен­ные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств;

проводить по совместным решениям руководителей службы авиацион­ной безопасности и органа внутрен­них дел на транспорте совместные и самостоятельные проверки качества проведения досмотров с применением учебных тест-предметов и муляжей взрывных устройств.

42. Сотрудники органа внутрен­них дел на транспорте, осуществляющие досмотр, кроме перечислен­ных в пункте 41, имеют право:

проводить в случае необходимости опрос пассажиров с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных противоправных намерений с их стороны;

принимать решение о производстве личного досмотра пассажиров при обнаружении предметов и веществ, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная или административная ответствен­ность, и участвовать в досмотре;

проверять у пассажиров соответствие билетов, оформлен­ных в установлен­ном порядке, и паспортных дан­ных, устанавливать их подлин­ность, дополнительно осуществлять проверку подозрительных лиц по информацион­но-поисковым базам дан­ных Министерства внутрен­них дел Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением порядка перевозки оружия, патронов и боеприпасов, передан­ных пассажирами на времен­ное хранение на период полета;

изымать у пассажиров обнаружен­ные в процессе досмотров оружие, боеприпасы (кроме лиц, пользующихся правом нахождения на борту воздушного судна с оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества, наркотические средства и их прекурсоры, а также психотропные и сильнодействующие вещества;

проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятие и документирование обнаружен­ных в ходе досмотров пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен, ограничен либо имеет криминальный характер;

организовывать и проводить в случае необходимости совместно со службой авиацион­ной безопасности инструктаж по усилению мер при проведении досмотровых мероприятий;

задерживать лиц, нарушающих требования авиацион­ной безопасности;

составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях.

43. Сотрудники службы авиацион­ной безопасности и сотрудники органа внутрен­них дел на транспорте, осуществляющие досмотр, обязаны:

быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство;

знать и обеспечивать выполнение настоящих Правил при производстве досмотров;

обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения;

представлять в установлен­ном порядке материалы для принятия к нарушителям требований авиацион­ной безопасности мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполетного досмотра;

проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиацион­ного персонала, грузы, почту, бортовые запасы воздушного судна и багаж;

знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств;

соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими и специальными средствами и правила пожарной безопасности.

44. На сотрудников органа внутрен­них дел на транспорте в зонах контроля и пунктах досмотра при осуществлении досмотра дополнительно возлагается:

предупреждение и пресечение преступлений, обеспечение охраны обществен­ного порядка;

проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и установления лиц, подготавливающих преступления, обнаружения оружия, боеприпасов и взрывных устройств;

оформление изъятых в ходе досмотров пассажиров оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, наркотических, ядовитых, отравляющих и других веществ, запрещен­ных к перевозке воздушным транспортом;

осуществление совместно с администрацией аэропорта мероприятий по пресечению массовых беспорядков.

45. В аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, обязан­ности специалистов группы досмотра распределяются следующим образом:

специалист по досмотру N 1:

при входе пассажиров в пункт досмотра проверяет билеты, оформлен­ные в установлен­ном порядке, посадочные талоны, сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира, при необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их дан­ному пассажиру сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутрен­них дел на транспорте; принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра;

направляет пассажиров на предполетный досмотр в порядке очередности, не допуская их скопления;

проставляет отметку в билете (за исключением случаев оформления билетов в электрон­ном виде) и (или) посадочном талоне о прохождении предполетного досмотра, а также ан­нулирует ее, если пассажир покидает зону контроля;

проводит при необходимости психологический опрос (профайлинг) для выявления потенциально опасных пассажиров и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 2:

предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радио-аппаратуру, снять обувь, верхнюю одежду, головные уборы, ремни и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств;

следит за правильным расположением вещей на транспортере рентгенотелевизион­ного интроскопа, регулирует загрузку транспортера, информирует специалиста по досмотру N 3 о необходимости остановки транспортера рентгенотелевизион­ного интроскопа;

предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя;

проводит досмотр крупногабаритных вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тон­неля интроскопа, ручным (контактным) методом;

участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 3:

определяет содержимое вещей по теневому изображению на экране рентгенотелевизион­ного интроскопа;

останавливает при обнаружении в досматриваемых вещах предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке, представляющих повышен­ную опасность либо имеющих криминальный характер (оружие, боеприпасы, взрывные устройства), транспортер рентгенотелевизион­ного интроскопа и сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутрен­них дел на транспорте;

проводит досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом до полной уверен­ности в отсутствии в них запрещен­ных предметов и веществ;

принимает решение об изъятии запрещен­ных предметов и веществ, выявлен­ных в ходе досмотра, и о допуске вещей пассажира в стерильную зону;

участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

специалист по досмотру N 4:

наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами;

в случае появления сигнала стационарного металлоискателя:

предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель;

определяет места металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя;

проводит при необходимости досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутрен­них дел на транспорте;

принимает решение об изъятии запрещен­ных предметов и веществ, выявлен­ных в ходе досмотра, и о допуске пассажира в стерильную зону;

специалист по досмотру N 5 (старший пункта досмотра):

осуществляет контроль за деятельностью группы досмотра по соблюдению технологического процесса проведения предполетного досмотра;

оформляет документально изъятие запрещен­ных к перевозке веществ и предметов;

организует и при необходимости участвует в досмотре вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

организует досмотр вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тон­неля интроскопа, ручным (контактным) методом;

не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших предполетный досмотр, в стерильную зону;

при необходимости может исполнять функции специалистов по досмотру N 1, 2, 3 и 4.

Сотрудник органа внутрен­них дел на транспорте, участвующий в досмотре:

осуществляет проверку паспортных дан­ных по поисковой базе дан­ных Министерства внутрен­них дел Российской Федерации"Розыск-Магистраль" с целью выявления и задержания лиц, находящихся в розыске;

проводит личный (индивидуальный) досмотр пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах;

принимает участие в проведении досмотра пассажиров и багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушного судна, авиацион­ного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, не подменяя сотрудников службы авиацион­ной безопасности;

осуществляет контроль за соблюдением порядка перевозки оружия, передан­ного пассажирами на времен­ное хранение на период полета;

проводит все необходимые действия в соответствии с законодательством Российской Федерации по изъятию и документированию обнаружен­ных в ходе досмотра пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен;

организует и проводит при необходимости совместный инструктаж по усилению мер при проведении досмотра.

Сотрудники органа внутрен­них дел на транспорте, участвующие в досмотре, при получении оперативной информации совместно с сотрудниками службы авиацион­ной безопасности проводят психологический опрос (профайлинг) пассажиров.

В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут с перерывом — не менее 40 минут (Руководство по безопасности ИКАО Doc 8973).

При малом пассажиропотоке администрацией аэропорта может быть сокращен состав пункта досмотра до трех сотрудников службы авиацион­ной безопасности, при этом должно соблюдаться условие беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

При досмотре багажа, грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна состав группы досмотра определяется администрацией аэропорта, но в любом случае должен составлять не менее трех сотрудников службы авиацион­ной безопасности в одном пункте досмотра, при условии беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязан­ностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей.

46. Сотрудники службы авиацион­ной безопасности, осуществляющие досмотр, и сотрудники органов внутрен­них дел на транспорте, участвующие в досмотре, за ненадлежащее исполнение служебных обязан­ностей, злоупотребление служебным положением, в результате которого на борт воздушного судна были пронесены опасные предметы или вещества, создавшие угрозу безопасности полета, привлекаются к ответствен­ности в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации.

VI. Специальная информация для пассажиров воздушного транспорта

47. Пассажиров воздушного транспорта информируют о требованиях законодательства Российской Федерации, регламентирующих перевозку пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах.

В местах продажи билетов, аэропортах, зонах регистрации пассажиров, перед зонами контроля, пунктами досмотра, в местах заполнения таможен­ных деклараций оборудуются световые табло, вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиацион­ной безопасности в соответствии с требованиями Федеральных авиацион­ных правил"Требования авиацион­ной безопасности к аэропортам", утвержден­ных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142.

Для соблюдения основных правил по авиацион­ной безопасности по радиотрансляцион­ной сети периодически передается информация о (об):

запрещении перевозить на борту воздушного судна взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и другие опасные вещества и предметы;

обязательном прохождении предполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах;

ответствен­ности, предусмотрен­ной законодательством Российской Федерации, за провоз пассажирами на борту воздушного судна веществ и предметов, запрещен­ных к перевозке;

запрещении принимать от посторон­них лиц чемоданы, посылки и другие предметы для перевозки на борту воздушного судна, а также оставлять свой багаж незнакомым гражданам;

запрещении пользоваться на борту воздушного судна в полете электрон­ными играми, портативными видеокамерами, видеомагнитофонами, переносными телефонами и другой электрон­ной аппаратурой.

VII. Порядок проведения предполетного досмотра

48. Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом, а на аэродромах местных воздушных линий или на посадочных площадках, на которых нет пунктов досмотра и отсутствуют стационарные средства досмотра — ручными металлоискателями и ручным (контактным) методом, а багажа и вещей, находящихся при пассажирах, только ручным (контактным) методом.

При проведении предполетного досмотра может проводиться личный (индивидуальный) досмотр пассажиров.

49. Предполетный досмотр членов экипажа воздушного судна и авиацион­ного персонала гражданской авиации проводится в пунктах досмотра на общих основаниях или в пунктах досмотра, оборудован­ных на контрольно-пропускных пунктах аэропорта.

Члены экипажа воздушного судна допускаются к предполетному досмотру после предъявления задания на полет.

50. Предполетный досмотр пассажира использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке:

производится проверка билета, оформлен­ного в установлен­ном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра;

предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещен­ных к перевозке на борту воздушного судна, а также вещах, принятых от посторон­них лиц (посылки, свертки и т.п.) для перевозки;

предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень, обувь и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизион­ного интроскопа;

предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя;

проводится досмотр содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви;

при срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:

уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;

предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;

производиться досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра при повторном срабатывании сигнализации.

51. В ходе проведения предполетного досмотра в целях выявления признаков, указывающих на потенциальную угрозу, рекомендуется обращать внимание на такие особен­ности поведения пассажиров, как повышен­ная нервозность, обеспокоен­ность, суетливость. В случае выявления таких признаков необходимо проводить психологический опрос (профайлинг) пассажира для определения степени его потенциальной опасности.

Багаж и вещи, находящиеся при пассажире, который определен как потенциально опасный, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра.

52. Личный (индивидуальный) досмотр пассажиров проводится в специальных помещениях (кабинах) для личного (индивидуального) досмотра, оборудован­ных и содержащихся с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

53. Личный (индивидуальный) досмотр пассажиров проводится при:

поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определен­ном направлении (выборочно);

поступлении сообщения о наличии у пассажира оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ или иных опасных предметов и веществ, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж воздушного судна;

обнаружении в вещах, находящихся при пассажирах, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и иных опасных предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке воздушным транспортом;

выявлении путем личного наблюдения сотрудниками службы авиацион­ной безопасности или сотрудниками органа внутрен­них дел на транспорте признаков подозрительного поведения и действий пассажира, свидетельствующих о его преступных намерениях или вызывающих подозрение в возможном наличии у него оружия, боеприпасов, опасных предметов или веществ, запрещен­ных к перевозке воздушным транспортом.

54. Личный (индивидуальный) досмотр проводится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром в присутствии двух свидетелей, с участием сотрудников органов внутрен­них дел на транспорте и составлением протокола.

55. Запрещается проводить в одном помещении личный досмотр нескольких пассажиров одновремен­но.

56. При проведении предполетного досмотра пассажиров, членов экипажа воздушного судна, авиацион­ного персонала наряду с использованием технических и специальных средств и проведением личного (индивидуальным) досмотра может применяться ручной (контактный) метод досмотра.

57. Ручной (контактный) метод досмотра проводится при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определен­ном направлении, а также при отсутствии технических и специальных средств в пункте досмотра.

Ручной (контактный) метод проводится при досмотре:

пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела;

вещей, внутрен­нее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств;

багажа и вещей пассажира, определен­ного как потенциально опасного;

всех пассажиров во время повышен­ной угрозы совершения акта незакон­ного вмешательства на воздушное судно определен­ного рейса.

58. При обнаружении у пассажира или в его багаже и вещах признаков или элементов взрывного устройства — вызываются специалисты по взрывным устройствам — пиротехники.

59. При проведении предполетного досмотра с использованием технических и специальных средств необходимо:

проверять радио- и телеаппаратуру, фото- и киноаппаратуру, аудио- и видеотехнику, сотовые телефоны, персональные компьютеры, игрушки (полые и мягкие);

включать и проверять работоспособность электрон­ных и электрических приборов (при наличии подозрений);

осматривать футляры (чехлы), вскрывать и проверять блоки питания, кассетные ниши, а также пленочные камеры (включение аппаратуры, вскрытие крышек блока питания и кассетных ниш осуществляет пассажир);

проверять дополнительно визуально емкости с жидкостями и термосы.

С музыкальных инструментов, которые по габаритам не могут быть досмотрены с помощью технических и специальных средств, снимать чехлы, вскрывать футляры, потряхивать их, отверстия и полости осматривать с использованием специального поворотного зеркала.

60. В пассажирском салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при обращении с ними: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электрон­ные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики.

61. Животные, птицы, рептилии и другие представители фауны, имеющие соответствующие ветеринарные справки и допущен­ные к перевозке на борту воздушного судна, а также клетки, в которых они перевозятся, досматриваются визуально, а при наличии подозрений досмотр проводится ручным (контактным) методом.

62. Предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения (топор,, ледоруб, арбалет, пневматическое оружие, ружье для подводной охоты и т.п.), перевозятся только в багаже.

63. Сотрудники Федеральной службы охраны Российской Федерации, находящиеся при исполнении служебных обязан­ностей (имеющие служебные заграничные паспорта, служебные и командировочные удостоверения установлен­ного образца), при сопровождении объектов государствен­ной охраны и сопровождаемые ими объекты государствен­ной охраны, а также их вещи досмотру не подлежат.

64. Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, сотрудники Главного центра специальной связи Федерального агентства связи проходят предполетный досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации.

Предполетный досмотр багажа и вещей, находящихся при пассажирах с дипломатическим статусом, проводится на общих основаниях.

65. Сотрудники Государствен­ной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительствен­ной фельдъегерской связи, сопровождающие корреспонденцию, проходят предполетный досмотр в пунктах досмотра членов экипажа воздушного судна и авиацион­ного персонала гражданской авиации, а при их отсутствии — в пунктах досмотра пассажиров вне очереди.

66. Вооружен­ные сотрудники Государствен­ной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительствен­ной фельдъегерской связи, сопровождающие почтовые отправления (корреспонденцию), обязаны иметь отметку в командировочном удостоверении (предписании) о наличии оружия и боеприпасов. Оружие, боеприпасы и спецсредства у них на период полета не изымаются.

67. Предполетный досмотр пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, проводится в пунктах досмотра, оборудован­ных в этих залах.

68. Предполетный досмотр личного состава маршрутного караула Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющего сопровождение конвоируемых лиц, и обыск осужден­ных перед посадкой на борт воздушного судна проводятся в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержден­ной совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутрен­них дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп*****.

Выделение специальных помещений для времен­ного размещения конвоируемых граждан возлагается на администрацию аэропорта.

69. Пассажиры, имеющие имплантирован­ные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра и (или) личному (индивидуальному) досмотру без применения технических и специальных средств.

70. Зарегистрирован­ный багаж пассажиров размещается на борту воздушных судов, не имеющих изолирован­ных багажных отсеков, так, чтобы пассажиры в полете не могли получить к нему доступ.

71. Условия, предъявляемые к перевозке на борту воздушного судна в зарегистрирован­ном багаже пассажиров опасных веществ и предметов, определены в перечне основных опасных веществ и предметов, запрещен­ных (разрешен­ных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрирован­ном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (приложении N 1 к настоящим Правилам).

72. При предполетном досмотре пассажира обнаружен­ные опасные предметы и вещества, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, но не запрещен­ные к перевозке на борту воздушного судна, упаковываются пассажиром и перевозятся в качестве зарегистрирован­ного багажа.

73. При обнаружении взрывоопасных, ядовитых, отравляющих и радиоактивных веществ на пункт досмотра немедлен­но вызываются соответствующие специалисты (взрывотехники, работники гражданской обороны). До прибытия специалистов предпринимать самостоятельные действия по обезвреживанию взрывоопасных, ядовитых, отравляющих и радиоактивных веществ запрещается.

74. Обнаружен­ные при досмотре пассажиров и членов экипажа воздушного судна опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещен­ные к перевозке на борту воздушных судов, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия у пассажира и члена экипажа воздушного судна при производстве досмотра запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (приложение N 2 к настоящим Правилам), регистрируются в журнале учета актов обнаружения и изъятия у пассажиров и членов экипажа воздушного судна запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (приложение N 3 к настоящим Правилам) и передаются на хранение в специально оборудован­ный склад аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

75. При изъятии у пассажира или члена экипажа воздушного судна не предъявлен­ные при досмотре оружие, боеприпасы, опасные предметы или вещества, запрещен­ные к перевозке на борту воздушного судна, принимается решение о привлечении его к ответствен­ности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае допуска такого пассажира или члена экипажа воздушного судна к полету, его багаж подлежит дополнительному предполетному досмотру.

76. Досмотр багажа, проведен­ный в отсутствие пассажира в соответствии с требованиями пункта 16 настоящих Правил, оформляется актом досмотра багажа в отсутствие пассажира (приложение N 4 к настоящим Правилам) и регистрируется в журнале учета актов досмотра багажа в отсутствие пассажира (приложение N 5 к настоящим Правилам).

77. При проведении предполетного досмотра пассажира и вещей, находящихся при пассажире, в билете (за исключением случаев оформления билетов в электрон­ном виде) и (или) посадочном талоне ставится отметка о производстве досмотра и пассажир направляется в стерильную зону.

78. Контроль за пассажирами в стерильной зоне, а также проверка отметок на билетах (за исключением случаев оформления билетов в электрон­ном виде) и (или) посадочных талонах о прохождении досмотра пассажирами, в том числе и транзитными, у трапа воздушного судна осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта.

VIII. Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров

79. Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, в промежуточных аэропортах проводится на общих основаниях до входа в стерильную зону и смешивания с прошедшими предполетный досмотр пассажирами, для которых дан­ный пункт перевозки является начальным.

80. С целью исключения контакта с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр в аэропорту, могут быть оборудованы залы прибытия/вылета для размещения транзитных и трансферных пассажиров с вещами, находящимися при пассажирах.

81. Транзитные и трансферные пассажиры не допускаются к своему зарегистрирован­ному багажу.

82. При невыполнении пунктов 80 и 81 настоящих Правил транзитные и трансферные пассажиры, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, подлежат повторному предполетному досмотру на общих основаниях.

83. Багаж трансферных пассажиров в промежуточных аэропортах подлежит обязательному предполетному досмотру до смешивания с досмотрен­ным багажом пассажиров, для которых дан­ный пункт перевозки является начальным.

Багаж трансферных и транзитных пассажиров при изменении маршрутов по их инициативе повторно досматривается и отправляется тем же рейсом, что и пассажиры.

84. Сотрудники Государствен­ной фельдъегерской службы Российской Федерации, сопровождающие корреспонденцию, имеют право оставаться на борту воздушного судна в пунктах промежуточных посадок и производить обмен корреспонденцией в салонах самолетов во время их стоянок, лично присутствовать при выгрузке (загрузке) корреспонденции из багажного отсека от момента вскрытия багажного отсека до его закрытия.

IX. Предполетный досмотр грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна

85. Перед загрузкой на борт воздушного судна груз, почта и бортовые запасы воздушного судна подвергаются предполетному досмотру различными видами и способами с применением технических и специальных средств, а также проведением контрольного взвешивания.

Предполетный досмотр и перевозка опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Приложения 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации"Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" и Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

86. Предполетный досмотр грузов проводится группой досмотра на участках грузового терминала в присутствии работника грузового склада.

87. При отсутствии возможности осуществить досмотр содержимого груза с использованием технических и специальных средств, с помощью ручного (контактного) метода или визуально, а также при поступлении информации об угрозе совершения акта незакон­ного вмешательства на вылетающее воздушное судно по решению руководителя службы авиацион­ной безопасности допускается:

выдержка груза до погрузки на борт воздушного судна в безопасных условиях в течение срока не менее двух часов сверх расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения;

проверка груза в декомпрессион­ной камере в течение расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения.

88., вызвавший подозрение, подвергается повторному предполетному досмотру с целью обнаружения в нем предметов и веществ, запрещен­ных к перевозке на борту воздушного судна.

89. Внешняя упаковка груза подлежит проверке. При повреждении (нарушении целостности) внешней упаковки груз к вылету не допускается.

90. По окончании предполетного досмотра груз маркируется номерными стикерами, проставляется отметка о досмотре в каждом экземпляре накладной и ведомости. О результатах досмотра вносится запись в журнал учета досмотрен­ных грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна (приложение N 6 к настоящим Правилам).

91. При обнаружении признаков взрывного устройства груз не вскрывается и не перемещается, а вызываются специалисты по взрывным устройствам — пиротехники.

92. Транзитный груз, прибывший в аэропорт, не досматривается повторно, если во время его нахождения на борту воздушного судна на территории аэропорта были соблюдены меры по предотвращению несанкционирован­ного доступа к воздушному судну.

93. Трансферные грузы, почта и бортовые запасы воздушного судна подлежат обязательному предполетному досмотру в промежуточных аэропортах до их смешивания с досмотрен­ными грузами, почтой и бортовыми запасами воздушного судна, для которых дан­ный пункт перевозки является начальным.

94. Предполетный досмотр почтовых отправлений (корреспонденции) проводится в пункте досмотра в отделении перевозки почты аэропорта при получении (отправке), в пунктах досмотра грузового терминала или в пунктах досмотра аэровокзального комплекса без их вскрытия.

95. Грузы и почта, перевозимые на борту грузовых воздушных судов в сопровождении вооружен­ных сотрудников Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутрен­них дел Российской Федерации, воен­нослужащих Министерства обороны Российской Федерации, корреспонденция, сопровождаемая сотрудниками Государствен­ной фельдъегерской службы Российской Федерации и Межправительствен­ной фельдъегерской связи при перевозке на борту пассажирских воздушных судов, дипломатическая почта, консульские вализы, а также приравнен­ная к ним на основании международных договоров Российской Федерации иная официальная корреспонденция иностран­ных учреждений и международных организаций досмотру вручную и задержанию не подлежат (далее — специальный багаж).

96. Специальный багаж, сопровождаемый сотрудниками, перечислен­ными в пункте 95 настоящих Правил, должен быть упакован в соответствующую тару и опечатан. Количество мест, вес и реквизиты печати, которой опечатан специальный багаж, вносятся в сопроводительный лист и заверяются подписью ответствен­ного лица соответствующего органа (организации).

97. Дипломатическая почта, консульские вализы и приравнен­ная к ним иная официальная корреспонденция должны иметь видимые внешние признаки (замки, сургучные печати, опечатан­ные бирки с указанием пункта назначения и отправки), а дипломатические курьеры должны иметь при себе курьерский лист.

98. При подозрении, что в дипломатическом отправлении (корреспонденции) находятся опасные предметы или вещества, запрещен­ные к перевозке на борту воздушного судна, дипломатическое отправление (корреспонденция) в присутствии полномочного дипломатического курьера подлежит предполетному досмотру с применением технических и специальных средств без вскрытия упаковки.

99. По окончании предполетного досмотра дипломатическое отправление (корреспонденция) маркируется номерными стикерами, в накладной, ее копиях и ведомости делается отметка о досмотре. О результатах досмотра вносится запись в журнал учета досмотрен­ных грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна (приложение N 6 к настоящим Правилам).

100. Обнаружен­ные в грузовом отправлении предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещен­ные к перевозке на борту воздушного судна, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия из грузового отправления воздушного судна при производстве досмотра запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (приложение N 7 к настоящим Правилам) в двух экземплярах (или необходимом количестве).

Изъятые предметы и вещества с копией акта передаются грузоотправителю.

101. Груз (почтовое отправление) задерживается и к перевозке (выдаче) на борту воздушного судна не допускается при обнаружении в нем предметов и веществ, за незакон­ное изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответствен­ность.

102. Регистрация, доставка, погрузка грузов и почты на борт воздушного судна, сопровождаемых вооружен­ными воен­нослужащими и сотрудниками, указан­ными в пункте 95 настоящих Правил, осуществляются в соответствии с настоящими Правилами.

103. Предполетный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухон­ного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудован­ных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств.

104. Предполетный досмотр бортового питания воздушного судна проводится в присутствии экспедитора.

105. В случае необходимости и в порядке осуществления контроля руководитель службы авиацион­ной безопасности имеет право проводить выборочную проверку бортовых запасов воздушного судна непосредствен­но перед загрузкой на борт воздушного судна с актом досмотра.

Акт досмотра составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в цех предприятия питания, второй — в службу авиацион­ной безопасности.

106. По окончании предполетного досмотра бортового питания воздушного судна каждый контейнер маркируется номерными стикерами, в накладной и ее копиях делается отметка о досмотре.

107. Контроль загрузки на борт воздушного судна грузов, почты, бортовых запасов, аварийно-спасательных средств и бортового питания осуществляется сотрудниками службы авиацион­ной безопасности.

108., почта, бортовые запасы воздушного судна, аварийно-спасательные средства и бортовое питание воздушного судна не должны содержать предметы и вещества, запрещен­ные к перевозке на борту воздушного судна.

X. Сроки проведения предполетного досмотра

109. Процесс предполетного досмотра не должен увеличивать продолжительность обслуживания вылетающих пассажиров и влиять на регулярность выполняемых рейсов.

Не допускается упрощение процедур предполетного досмотра пассажиров, в том числе транзитных и трансферных.

110. В целях исключения задержки рейсов начало и окончание предполетного досмотра определяются технологическим графиком.

111. Руководитель смены службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта своевремен­но информирует о задержках вылета старшего смены досмотра службы авиацион­ной безопасности и старшего смены досмотра органа внутрен­них дел на транспорте.

XI. Проведение послеполетного досмотра

112. В зоне выдачи багажа предусматривается наличие пункта (ов) послеполетного досмотра.

113. Послеполетный досмотр может проводиться в полном объеме или выборочно.

114. При получении информации о наличии на борту воздушного судна, находящегося в полете, лиц, имеющих намерение захвата (угона) воздушного судна, взрывных устройств или взрывчатых веществ, или других грузов и предметов, представляющих опасность для полета и пассажиров, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, бортовые запасы воздушного судна, грузы и почта подлежат послеполетному досмотру после прилета в аэропорт (отправления, назначения или промежуточный).

115. Послеполетный досмотр в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1"О милиции" проводится в аэропорту прибытия или на борту воздушного судна уполномочен­ными сотрудниками служб авиацион­ной безопасности с участием сотрудников органов внутрен­них дел на транспорте, с использованием технических и специальных средств.

XII. Порядок учета и отчетность работы групп досмотра

116. Документы зоны контроля и пункта досмотра, образцы которых даны в приложениях к настоящим Правилам:

акт обнаружения и изъятия у пассажира и члена экипажа воздушного судна при производстве досмотра запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (приложение N 2);

журнал учета актов обнаружения и изъятия у пассажиров и членов экипажа воздушного судна запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов и веществ (приложение N 3);

акт досмотра багажа в отсутствии пассажира (приложение N 4);

журнал учета актов досмотра багажа в отсутствии пассажира (приложение N 5);

журнал учета досмотрен­ных грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна (приложение N 6);

акт обнаружения и изъятия из грузового отправления воздушного судна при производстве досмотра запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (приложение N 7);

акт приемки оружия на период полета воздушного судна (приложение N 8);

журнал учета актов изъятия у пассажиров и членов экипажа воздушного судна запрещен­ных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ, передан­ных на склад времен­ного хранения (приложение N 9);

журнал учета оружия, передан­ного пассажирами на времен­ное хранение на период полета (приложение N 10);

журнал учета досмотрен­ных рейсов и пассажиров (приложение N 11) (при наличии нескольких пунктов досмотра в зоне контроля журнал ведется один на зону контроля);

журнал приема и сдачи дежурства в пункте досмотра (приложение N 12).

117. Акты, образцы которых представлены в приложениях N 2, 4, составляются в двух экземплярах. Один экземпляр акта вручается пассажиру или приобщается к багажу, досмотрен­ному в отсутствии пассажира, второй экземпляр остается в группе досмотра.

Акты, предусмотрен­ные пунктом 116 настоящих Правил, учитываются в соответствующих журналах учета актов.

Срок хранения всех актов и журналов 1 год.

118. Организация ведения журналов возлагается на старших смен или групп досмотра службы авиацион­ной безопасности и органов внутрен­них дел на транспорте.

119. Руководство службы авиацион­ной безопасности и органов внутрен­них дел на транспорте ежемесячно проверяет правильность ведения документов в своих подразделениях.

13%. Территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляют в Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отчеты о состоянии авиацион­ной безопасности за квартал, полугодие, 9 месяцев и за год не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

121. Сведения об оснащен­ности аэропортов (авиацион­ных предприятий) техническими средствами досмотра представляются вместе с отчетом о состоянии авиацион­ной безопасности за год.

122. Информация об изъятиях взрывчатых веществ и взрывных устройств или об обнаружении их на территории аэропорта немедлен­но представляется руководителем аэропорта, авиацион­ного предприятия, эксплуатанта в Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

_____________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795.

*** Зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 г., регистрацион­ный N 7321.

**** Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503.

***** Зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 г., регистрацион­ный N 8094.

Приложение N 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров (пп. 26, 71)

Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещен­ных (разрешен­ных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа

и пассажирами в зарегистрирован­ном багаже и вещах, находящихся при пассажирах

1. Запрещено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрирован­ном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, следующие опасные вещества и предметы:

1) взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начинен­ные:

пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;

патроны боевые (в том числе малокалиберные);

патроны к газовому оружию;

капсюли (пистоны) охотничьи;

пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;

тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;

капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д;

2) сжатые и сжижен­ные газы:

газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;

газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т.д;

3) легковоспламеняющиеся жидкости:

ацетон;

бензин;

пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;

метанол;

метилацетат (метиловый эфир);

сероуглерод;

эфиры;

этилцеллозола;

4) воспламеняющиеся твердые вещества:

вещества, подвержен­ные самопроизвольному возгоранию;

вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой:

калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и т.д;

фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;

5) окисляющие вещества и органические перекиси:

нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25 % воды или растворителя;

нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25 % спирта;

нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30 % растворителя или 20 % воды и т.д;

6) токсичные вещества;

7) радиоактивные материалы;

8) едкие и коррозирующие вещества:

сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;

фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;

9) ядовитые и отравляющие вещества:

любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакован­ные в любую тару;

бруцин;

никотин;

стрихнин;

тетрагидрофурфуриловый спирт;

антифриз;

тормозная жидкость;

этиленгликоль;

ртуть;

все соли синильной кислоты и цианистые препараты;

циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и т.д.;

другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров, экипаж воздушного судна, а также создающие угрозу полета воздушного судна;

10) оружие:

пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи, за исключением случаев и в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации.

Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещен­ных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами содержится в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

2. Разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:

1) в зарегистрирован­ном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолирован­ным доступом пассажиров к багажу во время полета:

арбалеты, ружья д ля подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы,, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия;

хозяйствен­но-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;

алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5, в таре, предназначен­ной для розничной торговли — не более 5 л на одного пассажира;

жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;

аэрозоли, предназначен­ные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл — не более 2 кг или 2 л на одного пассажира;

3) в вещах, находящихся при пассажирах:

термометр медицинский — один на пассажира;

тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;

барометр или манометр ртутный, упакован­ный в герметичный контейнер и опечатан­ный пломбой отправителя;

одноразовые зажигалки — одна на пассажира;

сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов — не более 2 кг на пассажира;

3% перекись водорода — не более 100 мл на пассажира;

жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:

в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакован­ные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 — один пакет на пассажира.

Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

сключение по перевозке имеют лекарства, детское питание и специальные диетические потребности.

Жидкости, приобретен­ные в магазинах беспошлин­ной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатан­ный (опломбирован­ный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлин­ной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.

Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиацион­ной безопасности на рейсах с повышен­ной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:

штопоры;
иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);
вязальные спицы;
ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
складные (без фиксатора) дорожные, перочин­ные ножи с длиной лезвия менее 60 мм

Текст взят с официального сайта, без изменений