Социальная амнезия
Несомненно основное давление но психику оказывают средства массовой информации. Подавляющее большинство современных людей живёт в социуме и от этого никуда не деться.
Социальная амнезия — социологический термин, означающий разрушение социальной памяти, незнание или искажённое знание гражданами страны своей истории, своих предков.
Кто, Что слушает, читает и смотрит и из каких источников является основным двигателем «познания мира».
Социальная амнезия феномен сложный. Сложность его заключается в том, что он как бы не влияет прямым образом на функционирование культуры и общества. Как например, живой организм в силу своей самодостаточности до определенного времени вполне функционирует без определенных органов, так и общество, культура может просуществовать вроде бы вполне успешно, без целых пластов, периодов культурных ценностей.
Социальная амнезия страшна тем, что она разрушает фундамент культуры, как, например СПИД поражает иммунную систему человека, в результате чего все другие органы выходят из строя, так и социальная амнезия разрушает иммунную систему, иначе говоря, жизнеспособность культуры. После такой болезни иные культуры уходят в небытие, иные выздоравливают. Эта судьба или наказание за игнорирование закономерностей культурного, исторического развития. Трудно сказать, можно ли считать, что все исчезнувшие великие культуры, рухнувшие общественные системы были поражены недугом — социальной амнезией. Однако, история развития человеческой культуры сопровождалась периодами социальной амнезии, социального беспамятства. Порой, именно амнезия, искусственно созданное беспамятство служит стимулом прогресса культуры.
Социальная амнезия образуется в результате метафизического отрицания в обществе, начиная от территориальных делений, кончая абсолютным преобразованием системы управления, которое открывает двери бесцеремонным и безудержным новациям, уничтожающим прошлое. Особенно ярко это проявляется в области культуры. В качестве красноречивого примера искусственно созданной амнезии можно привести такой символический акт в истории культуры — как сожжение книг. Так, китайский император Цин Шихуанди, периодически сжигал книги, из за боязни, что опасные идеи могут помешать его проекту о новом социальном порядке — универсальному китайскому государству. Мы все знаем, что в Германии после прихода к власти нацистов были сожжены тысячи книг опасных для идей национал-социализма.
Существует другая историческая форма социальной амнезии, когда искусственно прерывается связь прошлого и настоящего. В истории тюркских народов подобные факты повторялись несколько раз в целях европеизации. К примеру, Мустафа Кемаль Ататюрк сменил арабский алфавит на латинский в 1928 году, тем самым прервал связь с иранскими корнями турецкой культуры. Хорошо это или плохо — оценить невозможно.
Тюркские народы бывшего Советского Союза тоже дважды пережили смену алфавита в 1929 году, от арабской графики перешли к латинской, в 1940 к кириллице.
Основы личности
Самая удивительная способность человека, которую мы порой не замечаем — наша память. Эта способность развивается у нас с детства. В редких случаях, когда люди лишаются этой способности, их жизнь меняется радикально. Когда мы взрослеем, эта способность становится такой важной, что любая ее ошибка может вызвать в нас желание вообще избавиться от неё. А в пожилом возрасте потеря этой способности может стать болезненным началом разрушения нашей личности. Наша память наносит на карту каждую деталь нашей жизни, она формирует нашу индивидуальность.
Хотя, если так разбираться «по-честному», с возрастом наша память играет злую шутку: развивает эгоизм и нежелание учиться чему-то новому.
Литература примерно по этой теме
- Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Osho fragrance. Books
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва 1995
- Гроф С. За пределами мозга. Изд-во трансперсонального института 1993
- Крейг Г. Психология развития. Санкт-Петербург 2000
- Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. Москва, 1996
- Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. Челябинск 1999
- Моз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000
- Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. Санкт-Петербург 1999
Эссе около-психологической тематики
- Индомания глобальные выводы
- что такое форум? его сущность и недостатки — резюме
- Попрошайничество как средство существования социальные производные