Внимание как высшая психическая функция

Внимание

Внимание — психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как насторожен­ность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизован­ность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как времен­ная заторможен­ность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможен­ности посторон­ней внешней деятельности и сосредоточен­ности на созерцании объекта, углублен­ности и собран­ности на предмете размышления.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что — то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание — это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.

Поэтому в каждом из изучен­ных нами до сих пор процессов всегда имеется какое — то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету.

Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания — к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собствен­ного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Познавательная деятельность

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимуществен­ную связь психической деятельности с определен­ным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Это избирательная направлен­ность на тот или иной объект и сосредоточен­ность на нем, углублен­ность в направлен­ную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его дан­ности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Если внимательно сосредоточиться на каком либо предмете, то легче будет воспроизвести его в памяти. Важной особен­ностью объема внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке. Но все таки как и память, внимание можно развивать с помощью психологических упражнений.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторон­ность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Имен­но это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышен­ного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определен­ных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

Внимание — это внутрен­няя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направлен­ного на подвижный внешний объект, связан­ным с действием является устремлен­ный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связан­ном с внутрен­ней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремлен­ный в одну точку, не замечающий ничего посторон­него взор человека.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, поддерживаемая памятью. Лишь совершая мыслен­но какую-либо деятельность, направлен­ную на объект, можно поддержать сосредоточен­ность на нем своего внимания.

К.С. Станиславский писал: "Внимание к объекту вызывает естествен­ную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом".

Посмотреть комментарии