Католик Франциск vs буддист Шри Рахула.
Кто в саркофаге?

В 1409 году на Цейлоне, в крестьянской семье родился мальчик. Родители дали ему немудреное сингальское имя Виджайябаху Уиджесундера. Вскоре отец умер от астмы, а мать с двумя детьми перебралась из своей деревни в провинцию Галле. Как только Виджайябаху исполнилось двадцать лет, он совершает посвящение в буддистские монахи, на инициации взяв то же имя,что носил сын Будды — Рахула.

С годами, благодаря рачению наставника и собственной целеустремленности, монах превращается в известнейше­го интеллектуала Цейлона.

Монах

Шри Рахула Тхеро был поэтом, астрологом, магом, экзорцистом. А также знатоком аюрведы, древнейшего в мире искусства врачевания.

Последние годы жизни подвижник провел в пещере Амбана. По легенде, после смерти он завещал завернуть его труп в ткань, пропитанную особым составом «сиддалока рассайя». На медной пластине Шри Рахула Тхеро собственноручно выгравировал сообщение, что тело в таком виде пролежит без тлена до 4230 года.

Когда Шри Рахула в 1491 году покинул этот мир, жители ближайшей деревни взяли на себя обязательство охранять тело от диких животных. Но никто не ожидал, что пострадает оно не от зверей, а от цивилизованных европейцев.

Католический монах

Монах

После смерти буддистского монаха минуло полтора десятка лет. Далеко в Европе, в наваррском замке Хавьер, что на севере нынешней Испании, родился мальчик, которого нарекли именем Франциск. Происходил он из семьи баскских аристократов и получил классическое философское образование в Париже. Там молодой человек и познакомился с дворянином Игнасием Лойолой, который перевернул мировоззрение и жизнь Франциска.

Летом 1534 года на холме Монмартр, в кругу единомышленников, он дает клятву служения делу Иисуса, став одним из основателей Ордена Иезуитов, монашествующих духовных рыцарей.

Через семь лет будущий святой на корабле «Сантьяго» отправится в путешествие в Индию, представляясь как апостольский нунций, дипломатический представитель папского двора.

По статистике того времени, из десяти миссионеров восемь гибли от болезней или рук язычников в течение двух лет. Франциск проповедовал веру Христову целых одиннадцать лет. Пока смерть от лихорадки на китайском острове Шанчуань не настигла и его. Слуга, крещеный китаец Антонио, сколотил гроб и вырыл в промерзшем грунте неглубокую яму. Затем он засыпал тело иезуита известкой, как и просил его Франциск, желая, чтобы его кости впоследствии доставили в Гоа и похоронил, забросав гроб промерзшей землей.

В феврале к острову подошел корабль, специально направленный за телом иезуита и могилу эксгумировали. Когда его очистили от извести, моряки с удивлением увидели, что тлен совсем не коснулся плоти монаха. На его левой ноге, чуть выше колена сделали надрез размером в палец. Оттуда выступила кровь, заполнившая рану. Ксавьера перевезли в малайскую Малакку, находившуюся в то время под властью португальской короны. Останки снова хоронят, — теперь в церкви Святого Павла по католическим канонам. Странно то, что тело не стали укладывать в гроб, да и могила оказалась слишком мала.

Когда тело снова извлекают из могилы 15 августа 1553 года, оказывается, что шейные позвонки покойника сломаны и повреждена переносица, а на платке, лежащем на лице, видны следы засохшей крови. Возможная причина такого неуважительного отношения к захоронению иезуита, скорее всего, скрывалась в отношении губернатора Малакки Д.Альваро де Атайде, ненавидящего Ксавьра. Тело переносят в дом друга, богатого португальского торговца Диего Перейра. Там оно и хранилось, пока не отправилось в Гоа на попутном судне под названием «Санта Круз».

Нужно сказать, что за время, прошедшее со смерти, не было отмечено ни трупное окоченение, ни запаха разложения. Тело оставалось в том же состоянии, как и в момент смерти.

Кто же в саркофаге?

Монах

Далее версии португальцев и шри-ланкийцев разительно отличаются. По классической и общепризнан­ной, его нетленное тело благополучно было доставлено в Гоа, где в конце концов и упокоилось в Базилике Милосердного Иисуса.

Но по убеждению буддистских исследователей, по пути из Малакки в Гоа судно попало в сильный шторм. Волны сорвали стропы, ящик с телом монаха смыло за борт. Испугавшись наказания, капитан судна Лопо де Норонья решил подменить чудесные останки. Португальцы слышали рассказы о нетлен­ном теле буддистского монаха, хранящемся в некой пещере на Цейлоне.

Корабль повернул к острову и пришвартовался в порту Галле. Направленная в джунгли экспедиция ищет и находит пещеру с телом Шри Рахулы. После схватки с местными жителями португальцы похищают нетлен­ные мощи, а так как на правой руке монаха была нанесена татуировка с именем, ее отсекли. 16 марта 1554 года тело прибывает в Олд Гоа, где его торжественно встретили колокольным перезвоном сорока церквей. После трехдневного доступа верующих, его в очередной раз захоронили слева от главного алтаря Собора Святого Пауло.

После разрушения церкви в 1560 году тело Ксавьера несколько раз меняло меняло место хранения,пока окончательно не упокоилось в саркофаге базилики Бом Джезус.

Уже несколько лет буддисты со Шри Ланки требуют вернуть на родину святые мощи Шри Рахулы. Они предлагают провести экспертизу, сравнив ДНК костей святого с генетическим материалом одного из его ныне живущих родственников, тоже монахом.

Кроме того, ланкийские ученые напоминают о статье 1931 года. Тогда в одном из католических обозрений недвусмысленно указывали про «азиатский тип строения тела» святого.

В любом случае, установить принадлежность мощей труда не должно составить. Правда, только с точки зрения науки, но не церкви. Вряд ли официальный Ватикан когда-нибудь отважится на такую экспертизу — вдруг окажется, что христиане почти пять веков поклоняются телу буддиста и, — страшно даже подумать, — мага.