Привычка жениться

Как организовать свадьбу в Индии за 700 долларов — с соблюдением традиций, массовкой, музыкой, танцами и слонами вместо лимузина

Квадраты решеток на окнах храма Шри-Махалакшми в Гоа рассекают солнечный свет. Стоящая в алтаре статуя богини Лакшми «прислушивается», как брамин привычно бормочет слова мантры, сливающиеся в санскритское «нараянаинмахаинмахамахем». Иногда священнослужитель отвлекается от ритуала и поворачивает голову к стоящему сбоку смуглому молодому человеку, обращаясь к нему на языке конкани, распространенном на западном побережье Индии. Тот выслушивает, кивает и переводит круглолицей рыжеволосой девушке его слова на английский. Она заканчивает лингвистическую цепочку по-русски, после чего молодожены, сидящие перед брамином, посыпают стоящий перед ними кокос рисом и красным порошком. После чего, запинаясь, повторяют незнакомые фразы.

В промежутках между исполнением роли переводчика совладелица свадебного агентства Наталья Перейра делится секретами бизнеса по-индийски.

Если бы десять лет назад астролог Глоба сказал Наталье, что та станет индийской женой, она не дала бы за такое предсказание и рубля. Когда девушка приехала несколько лет назад в Индию работать представителем московской турфирмы, то познакомилась с Джанотаном Клайвом Перейрой, морским штурманом. Свою свадьбу влюбленные организовали в Гоа на широкую ногу — на 800 гостей, с винтажными авто и танцевальными шоу.

По возвращении из медового месяца Джонатан и Наталья решили использовать новоприобретенный опыт — и открыли свадебного агентство. Теперь офис их маленькой фирмы напоминает костюмерную среднебюджетного болливудского фильма.

— Это не блажь, а бизнес-необходимость: если сари позволяет задрапировать даму любой комплекции, то с нашими женихами часто возникают проблемы из-за богатырских габаритов, — разводит руками Наталья Перейра, рисуя в воздухе объемы клиентов. — Не продают здесь готовые свадебные костюмы на мужчин 64 размера! Кроме того, многие хотят сыграть свадьбу с участием детей, в кругу друзей и даже курортных знакомых, так что кроме молодоженов, нужно иногда одеть и их свиту.

Подготовка начинается с мехенди — росписи невесте рук до локтя и ног до колена хной. Этим занимается мастерица по имени Вибха. «Не бывает невест с одинаковым рисунком, иногда в сплетении линий я зашифровываю имя жениха. Чем темнее и сложнее вязь узоров, тем крепче муж будет любить жену, тем богаче будет их жизнь», — рассказывает Вибха. После нанесения хны необходимо время, чтобы она впиталась и подсохла, после чего рисунок стряхивают и покрывают маслом для закрепления. В Индии считается, что хна приносет счастье и будет оберегать брак. Иногда невесту даже освобождают от домашней работы до тех пор, пока не смоется узор, чтобы молодая жена могла за этот срок адаптироваться к укладу своей новой семьи.

— Мне кажется, что женить людей — мое призвание, — рассказывает Наталья Перейра. — Могу сказать, что в подавляющем большинстве церемонии заказывают дамы. Наши соотечественники предпочитают свадьбы в традиционных храмах, с брамином, в сари и традиционных украшениях, чтобы все было «как в индийском кино». Хотя законной силы такой брак не имеет, практика показывает, что есть путешественники, коллекционирующие свадьбы. Некоторые наши клиенты уже женились на Бали и в Мексике. К слову, свадьба в Индии стоит много дешевле — цена начинается от 700 долларов. Можно с индийской массовкой, музыкой и танцами, верхом на коне и слоне — все обговаривается в индивидуальном порядке.

На следующий день мы готовимся к свадебной церемонии. Невеста Татьяна и жених Сергей из Москвы, Наталья Перейра, ее помощница и фотограф. «Молодожены» живут в законном браке уже восемь лет, но решили повторить церемонию и провести ее по индийским традициям.

Татьяне на выбор предлагают сари или ширара. Сари — это пять-девять метров ткани, в которую индианки ежедневно ловко заворачиваются за пару минут. Под сари поддевают чоли — короткий топик и нижнюю юбку, на которой собственно и держится вся конструкция. Секрет красиво оформленного сари — в булавках, которыми его закалывают. Ширара — куда более привычный для европейских женщин костюм, он состоит из топа, юбки и большого платка под названием дупата.

— Увидев красавиц в ярких, расшитых блестками нарядах, иностранцы часто поддаются искушению купить сари. Приобретенные метры ткани потом годами бесполезно лежат в шкафу, — рассказывает Наталья, пока невеста с помощницей надевают ширару. «Даю владелицам «невостребованных» сари совет: разрежьте ткань пополам — и у вас выйдут прекрасные шторы», — шутит она.

«Традиционно свадебный цвет в Индии — красный. Однако в зависимости от штата может варьироваться. А так как у нас женятся не индусы, то и цвет и сам наряд подбирается по вкусу невесты», — добавляет Наталья.

Далее девушки в четыре руки «декорируют» невесту традиционными украшениями, общий вес которых — около килограмма. На волосы крепится манг-тика — ее цепочка ложится на пробор, а широкая пластина — на лоб. В уши вставляют тяжелые серьги карн-пхул, а на шею вешают хаару — ожерелье из нескольких колье. На руки Татьяне надевают браслеты — чудиян.

С женихом много проще: костюм Сергея состоит из шервани — удлиненного сюртука, который застегивается до воротника, штанов чуридаров, зауженных к низу и затянутых в поясе шнурком, а также свадебного тюрбана — пагди. На шею жениху надевают шарф бордового цвета — он сыграет в церемонии свою роль.

***

Храм Шри-Махалакшми в гоанском поселке Колва выбран не случайно. Богиня Лакшми, жена бога Вишну, отвечает за семейное и финансовое благополучие. Но главное — в нем служит знакомый брамин по имени Ганеш Джи, готовый терпеливо выносить испытания непредсказуемыми темпераментами российских гостей и хаотичными перемещениями фотографа.

Секрет его терпения, впрочем, заключен в нескольких крупных банкнотах с портретом Махатмы Ганди, переходящих в его руки после церемонии. Но, бывает, даже Ганеш Джи не выдерживает и «шикает» на слишком уж развеселившихся гостей.

Внутрь храма все заходят босыми, оставляя обувь при входе. Первая часть свадебной церемонии состоит из поминания предков — жених и невеста посыпают кокосы рисом и красным порошком тика.

Следующий этап — обряд «первого взгляда». В Индии до сих пор бывают случаи, когда жених и невеста не знают друг друга до свадьбы. Договорные браки — когда родители решают быть или не быть новой ячейке общества — обычны и в наши дни. В зависимости от региона и строгости родителей, молодым может быть дозволено встретиться два раза перед свадьбой. Один — в доме невесты, другой — у жениха. Одним из важнейших критериев договорных браков выступает совпадение гороскопов молодых. Их составляют родовые брамины. Впрочем, сейчас в стране появилось множество сайтов знакомств, где спокойно можно посмотреть анкеты потенциальных зятьев и невесток.

Татьяна и Сергей становятся напротив друг друга, наступив на древнеарийский символ в форме свастики из окрашенного в желтый цвет риса. Брамин с помощником растягивают покрывало между «будущими супругами» и поют мантры. А гости и прихожане бросают в молодых рис. После того, как покрывало падает, пара, глядя друг другу в глаза, обменивается цветочными гирляндами. Причем женщина должна повесить ее на шею мужчине первой (эта важная часть обряда называется джай-мала) — с этого момента Татьяна будет почитать мужа как частицу бога. Сергей, в свою очередь, надевает на шею супруге украшение — мангальсутру, без которой, по индийским верованиям, ей недоступен путь к счастью.

По индийским традициям, семья девушки перед ее вступлением в брак должна собрать немалое приданное — даури. Иначе говоря, если парень «приносит» добро в дом, то девушка наоборот, «тянет» деньги из семьи. Поэтому большинство семей хотят рождения мальчика — и пытаются избавиться от плода женского пола на любом сроке. В Индии врач не имеет права называть пол ребенка при проведении УЗИ беременной. Нарушителю грозит не только крупный штраф, но и тюремное заключение.

После того, как Татьяна и Сергей повесили друга на друга цветочные гирлянды, происходит символическая «передача» невесты в руки жениха — обряд канья-даан. Ладони невесты — в руках жениха, они держат монету, цветок и рис. Поливая из священного сосуда на руки невесты и призывая в помощь предков, брамин желает молодым не только материального, но и нравственного развития. По его знаку все перемещаются в маха-мандап — большой зал, где уже разведен священный огонь.

Брамин рисует порошком ранголи символы, Сергей садится рядом с жрецом, а Татьяна — по правую руку от мужа. Проводится ритуал гатхабандхан, в процессе которого край сари или дупаты невесты и край шарфа жениха завязывают в узел — символ того, что узы брака не могут быть разрушены. Объединенные в единое целое супруги совершают ритуал ладжа-хома — поднесение риса священному огню. Руки невесты снова в ладонях жениха, в них пять раз священнослужитель насыпает воздушный рис, который столько же раз бросают в огонь.

После этого наступает черед обряда агни-париная — обхода вокруг священного огня. Сергей берет за руку Татьяну и семь раз проводит ее по ходу часовой стрелки. Мужчина проводит щепоткой красного порошка по пробору волос супруги, которая может с полным правом носить знак замужней женщины — синдур.