Тени исчезают в полдень

Наш мир на самом деле необычный и прекрасный. Но часто он и страшнее, чем обычно кажется людям. Королевство Камбоджа тому подтверждение. Равнодушно прикрывшие каменные веки над приплюснутыми носами, древние лики храма Байон презрительно взирают на детей, играющих c мячом рядом со святилищем. Головы малышей от солнечного пекла закутаны в клетчатые платки-крома.

Заливаясь смехом, среди остальных неловко передвигаются двое безногих мальчишек–невинных жертв игрищ взрослых, оставивших детям в наследство миллионы ржавеющих в земле мин.

Анкор Ват

По пути к Анкор Вату я миную рисовое поле с одиноким сгорбленным силуэтом землепашца. На фоне багрового заката старик лениво понукает невозмутимого буйвола, который тянет деревянный плуг с упирающимся в него пахарем. Вдоль дороги, рядом с дорогущей кинокамерой, закрепленной на штативе, выстроилась японская группа, снимающая документальный фильм о стране. Один их рабочий день стоит больше, чем семья этого камбоджийского крестьянина заработает за несколько лет. Похоже что боги, когда-то благоволившие этой земле, теперь за что-то рассердились на кхмерский народ. Давным-давно, когда небожители еще жили среди людей, начиналась эта история.

Изгнанник

Анкор Ват

Однажды один из индийских правителей прогневался на своего сына, принца Тонга, и выгнал его из страны. Изгнанник долгобрел, куда глаза глядят, пока путь его не прервала бесконечная морская гладь. Нарезал Тонг бамбук, связал плот и поплыл, направляя свое утлое суденышко в ту сторону, откуда восходит солнце. Вскоре закончилась пища, потом пресная вода и царевич приготовился проститься с жизнью. И вот тогда пред его затуманенным взором открылась земля-остров Кох Тлок. Выбравшись из последних сил на берег, он потерял сознание.

Когда юноша очнулся и открыл глаза, то решил, что все еще находится во власти иллюзий — пред ним склонилась, предлагая живительную влагу из кокосового ореха прекрасная, как небесная дева-апсара, незнакомка. Девушка по имени Сома была дочерью царя нагов, божественных змей–оборотней, умеющих принимать человеческий облик. Молодые люди полюбили друг друга. Отец Сомы, правитель морских нагов, сделал им щедрый свадебный подарок. Он выпил воду из залива, над котором раньше возвышался только остров Тлок и вручил Тонгу бразды владения новой территорией. Если взглянуть на Камбоджу с высоты птичьего полета, можно увидеть, что страна расположена будто бы на дне чаши, сторонами которой на западе и юге являются Карамоновые и Слоновьи горы, на востоке и севере–Контум и Дангкрек. Позже у них родились дети и индийский принц вместе с Сомой дали жизнь новому народу, имя которому–кхмеры. В венах их смешалась змеиная и человеческая кровь.

Далеко в Тибете лежит священная гора Меру, обитель богов, где в те же стародавние времена жили горные змеи–потомки небожительницы Кадру и мудреца Кашьяпы. Старый Наг–раджа, умирая, не успел назвать имя своего наследника, что привело к ссоре между его сыновьями. Началось сражение между братьями–нагами за власть, победу в котором одержал старший сын.

Пришлось потерпевшему поражение младшему вместе со своей семьей и оставшимися в живых верными приближенными бежать в сторону моря. Там, где проползали наги, оставался глубокий след. В сезон дождей он заполнился водой, дав жизнь реке Меконг. Вдоль нее сейчас живут наследники индийского принца и змеиной принцессы. Так, по изгибам русла великой реки, покрытой плывущей по течению эйхорнией (водяным геоцинтом), можно проследить путь бегства громадных змей из Гималаев через Индокитай- в Южно – Китайское море.

Город Храм

Анкор Ват

Из пограничного c Таиландом пункта Пойпет неспешная дорога упирается в город Сием Рип. В шести километрах на север от него, среди джунглей, находится Ангкор-храмовый город, внесенный ЮНЕСКО в список памятников мирового наследия. Развалины его, благодаря кинематографу, стали известны как место, где Лара Крофт–Анжелина Джоли расхищала древние гробницы. Здесь отсняты эпизоды фильма Вонга Карвая «Настроение любить». А самый известный храм комплекса Ангкор Ват, Город Храм, увековечен на государственном флаге Королевства Камбоджа. Ангкор Ват можно сравнить с камбоджийским вариантом российской «нефтяной скважины», -миллионы туристов приезжая в страну, приносят миллиарды долларов. Едут они, чтобы посмотреть на чудо света, построенное в двенадцатом веке во времена правления короля Сурьявармана Второго. Сперва кхмеры поклонялись индуистским богам и храм построили в честь бога-хранителя Вишну. Позже Ангкор захватили и разграбили воины народности тям. После чего короли Ангкора, разочаровавшиеся в старом защитнике, принялись возводить буддистские прасаты. Во время царствования последнего правителя Понья Ята, государство было завоевано и разрушено воинственными сиамскими соседями. Те, восхищенные прекрасной архитектурой Ангкор Вата, даже хотели разобрать его и переправить в свою столицу Аюттхаю. И только грандиозные размеры( вместе с крепостным рвом 200 га), спасли Камбоджу от потери национального достояния.

Великий потоп или экологическая катастрофа?

С Городом–Храмом связано много тайн. Например– куда бесследно пропали почти миллион человек, проживавших в Ангкоре и вокруг него?Что случилось с ними?

Современные ученые попытались ответить на эту загадку. С помощью аэрофотосъемки и радарных исследований, они установили, что мегаполис, равный по величине современным Манхэттену или Тель-Авиву вместе с пригородами, мог погибнуть из-за экологического кризиса. Хотя легенда гласит, что причиной гибели империи стал Великий потоп. Последний ангкорский правитель за что-то разгневался на невиновного сына жреца и приказал утопить его в озере Тонле Сап.

В отместку боги заставили выйти озеру из берегов и затопили государство беззакония. Не самый, кстати, фантастический вариант, учитывая, что одноименная река Тонле Сап, являющаяся притоком Меконга, в сезон муссонных дождей меняет направление течения от устья к истоку, поднимая уровень озера на несколько метров.

Как бы то ни было, но до середины девятнадцатого века труднопроходимые джунгли надежно оберегали 300 квадратных километров покинутой империи. Лишь полторы сотни лет назад французские исследователи случайно обнаружили древние развалины. Когда изголодавшийся по подношениям Ангкор снова стал требовать себе жертвоприношений, бесследно исчезли несколько авантюристов кладоискателей. Руководитель реставрационными работами Жан Коммай был убит бандитами, а позже погиб и сменивший его Жорж Труве.

Во время правления красных кхмеров, в развалинах Ангкор Вата располагалась военная база, подступы к нему заминировали. На самой территории массово проводились пытки и убийства. Местные жители рассказали историю, как военные однажды решили обследовать бездонный храмовый колодец. Обвязав одного из солдат страховкой, его стали опускать вниз. Скоро наверху услышали дикие, нечеловеческие вопли.

Немедленно подняв своего коллегу наверх, кхмеры с ужасом увидели, что минуту назад полный сил мужчина поседел, на глазах превращаясь в дряхлого старика. Рация его вышла из строя, фонарь не светил, а сам он, обезумев, лишь мычал что-то нечленораздельно. Через несколько часов несчастный скончался, став высохшей мумией. Колодец после этого решили взорвать–от греха подальше. Еще одна тайна древнего Ангкора остается погребенной под землей. Последняя ли?

Колодцы смерти

Анкор Ват

В Пном Пене я несколько дней жил в буддистском монастыре Сампао Меас. На его территории находится заброшенный колодец, которым не пользуются четыре десятка лет-в середине семидесятых годов он стал братской могилой для монахов монастыря. Таких колодцев–могильников на территории Камбоджи много, с ними связана одна из самых кровавых страниц в истории государства. Когда в 1975 году к власти пришли красные кхмеры во главе с Пол Потом и Йенг Сари, началось строительство государства рабочих и крестьян по китайскому плану «окружая город деревней». По сути, вся страна превратилась в один большой концентрационный лагерь. Меньше чем за четыре года строители «идеального государства» уничтожили или заморили голодом порядка полутора миллионов своих сограждан.

Пострадали и буддистские монахи: сам Пол Пот, проведший в юности два года в монастыре, не щадил ради своей бредовой идеи никого. Монахов после непременного удара мотыгой по голове сбрасывали в колодцы. Долго над такими могильниками стояли стоны мучеников, разносясь над пустым городом-призраком, из которого практически всех горожан переселили в деревни «на перевоспитание».

После падения режима маоистов, люди, вернувшиеся в города, оставались без воды потому что колодцы, забитые разлагающимися телами, стали непригодными для питья. Молодые монахи вата, озираясь, шепотом рассказали мне, что иногда рано утром из закрытого молитвенного зала храма доносятся песнопения мантр «Метта бхаван» — просьбы милосердия ко всему живому во Вселенной. Но когда открывают храм, он всегда пуст внутри. Это духи мертвых молятся за покой для всех нас, — уверяют буддисты.

И впрямь, мой сон в стенах монастыря был мертвецки крепок. Несмотря на то, что спал я на земляном полу, покрытом циновкой, а в полуметре хранились урны с прахом усопших. К слову, ночей в Камбодже люди не страшатся, дьявольское время здесь полдень. Ведь именно в полдень, когда солнце стоит в зените, у человека пропадает тень. А когда нет тени, невозможно распознать, человек живой или мертвый. Покойники могут беспрепятственно мстить и творить зло живым, находясь среди них. Поэтому в полуденную жару камбоджийцы предпочитают сидеть в тени, спасаясь, то ли от оживающих мертвецов–злодеев, то ли просто от солнцепека.