Из грязи в раджи

То, что кино делиться на комедии, трагедии и индийское, известно давно. Глобализация стремительно меняет мир — и вот на смену наивным болливудским «масала фильмам » пришло совсем другое «индийское кино».

Феномен фильма «Миллионер из трущоб» производства США — Великобритания в том, что вышел он в нужное время и в нужном месте. «Архисвоевременно», как сказал бы вождь мирового пролетариата.

В эпоху кризиса типично голливудская сказка со счастливым концом, окаймленная индийскими танцами, оказалась именно тем, что нужно уставшему от проблем миру.

Блеск и нищета Джуху

Индийское кино

В последнее время появилось новое направление туризма — «пуризм» ( от английского poor tourism). Суть его в посещении нищих районов в беднейших странах мира с туристическими целями. Индия идеально подходит по этим критериям. И вне конкуренции, конечно, Мумбаи, в котором 55 процентов жителей 17 миллионного города существуют в трущобах.

Самое крупное такое поселение называется Дхарави, там проживает около миллиона людей. Зажатое между двумя основными железнодорожными ветками, проложенными на болотистой почве, поселение живет своей жизнью с 1933. Идя навстречу пожеланиям «эстетов» от туризма, некоторые компании устраивают ознакомительные туры в трущобы. Недорого — всего за 600 рупий или 10 долларов. Но сразу нужно сказать, эта поездка не для слабых духом. Это первое. И второе — вас сразу предупредят, что не стоит делать фотоснимки в гетто. Хотя здесь расположены и мастерские кузнецов, горшечников, и площадки мусорщиков, но достаточно и личностей , которые не в ладах с законом.

К слову, насчет миллионеров: бизнес-оборот товаров и услуг в Дхарави по примерным независимым оценкам составляет 650 млн. долларов в год! Интересный факт: компания Mercedes-Benz попросила создателей фильма убрать их логотип из кадров, снятых в трущобах — «чтоб не портить имидж компании».Но Дхарави еще не самое дно мумбайской жизни. Такие поселения, как Шиваджинагар, оставляют еще более гнетущее впечатление.

На самом деле мумбайский район Джуху не только трущобы — семьдесят процентов болливудских звезд живут на Джуху Бич. Это в пятнадцати минутах езды на моторикше от Дхарави, недалеко от того самого аэропорта, где ребятишки играли в крикет в самом начале фильма. Во всяком случае, виллу почти что бога в Индии, актера Амитабха Баччана, окруженную высоким забором и находящуюся под неусыпной охраной секьюрити, вам покажет любой местный таксист. Помните, как маленький Джамаль выбирается из выгребной ямы, держа в вытянутой ввысь руке портрет этого актера — фото из фильма «Затянувшаяся расплата»? Мальчик в дерьме, держащий в руке портрет суперзвезды Болливуда — чем не символ индийского кино?

Вопросы — ответы

Что случилось с Латикой? Этот вопрос долгих семь лет мучает влюбленного в нее Джамаля. По возвращению в Мумбай он случайно узнает, что Латика танцует на Пила Стрит и теперь ее называют Вишенка. С Салимом они отправляются в Каматипуру — район красных фонарей в Мумбае, чтобы вырвать ее из рук гангстера Маммана. Это место еще называют «клетки», потому что у каждой жрицы любви есть своя комнатка, которая и впрямь больше напоминает клетку. Злодей убит, девочка спасена, но до хеппи-энда еще далеко.

-Сколько стоит пханипури на Чоупатти ? –спрашивает Джамиль на допросе в полицейском участке. Чоупатти Бич — это пляж, набережная которого любимое место прогулок для жителей мегаполиса. Здесь не купаются, потому что залезть здесь в воду решиться может разве что камикадзе, настолько вода ядовита от выбросов и отбросов.

-Кто украл велосипед констебля у станции Санта Круз в прошлый четверг? — следует еще один вопрос героя полицейскому инспектору. Католическое название станции является отзвуком тех времен, когда эти заболоченные острова принадлежали португальской короне. Позже они достались Британии, как приданное за Екатерину Барганза, которую король Португалии выдал замуж за наследника британской короны. Забавно, что находится станция Санта Круз в нескольких километрах от Джуху, и врядли «все Джуху» знает, кто — таки украл у констебля велосипед, как утверждает Джамаль.

Вокзал Чхатрапати Шиваджи, где каждый день в 17 часов герой ожидал Латику, расположен далеко от трущоб Джуху. Индийский Ромео каждый день ездил час туда — час обратно на переполненной городской электричке в надежде увидеть ее. Построенное в 1887 году здание украшенное львами, павлинами, витражами и башнями, даже после переименования осталось для местных жителей ВиТи стейшн ( Терминал Виктории). Готическое здание вокзала является причудливым смешением стилей викторианской Англии, могольской эпохи и хинду — стайла. С этого места первый поезд отправился в 1853 году, а через тридцать с лишним лет колонизаторы выстроили грандиозное здание вокзала, на платформе которого влюбленные герои счастливо слились в хареографическом экстазе под бегущие титры окончания фильма. Знаменуя наступление «масала фильмов » третьего поколения.Станция пропускает через свои недра более 2, 5 млн. пассажиров за сутки. Просто удивительно, что героям удалось встретиться там друг с другом.

Этот фильм — гвоздь в гроб антиглобалистов: срежесированный то ли ирландцем, то ли шотландцем Бойлом, в роли главного героя Джамаля Дев Патель, родившийся в Лондоне, сценарий написан по книге «Вопросы — ответы» ( «Q — A») индийского дипломата Викаса Сварупа, который львиную часть своей жизни провел за пределами Индии, а саундтрек пишет индиец А.Рахман, выходец из Мадраса, но говорящий с оксфордским акцентом. Премьера «Миллионера» прошла, естественно в западном полушарии за полгода до всеиндийского проката. Запад рыдал, а Индия недоумевала, — чем же этот фильм отличается от шести сотен подобных фильмов, производимых ежегодно на съемочных площадках Болливуда?

Хотя, справедливости ради, надо сказать что было это еще до того, как картина получила 8 Оскаров. А победителей, как известно, не судят