Свадьба на семь жизней

Квадраты решеток на окнах храма Шри Махалакшми рассекают солнечный свет. Стоящая в алтаре статуя мурти богини Лакшми прислушивается, как брамин привычно бормочет слова мантры, сливающиеся в санскритское «нараянаинмахаинмахамахем».

СвадьбаИногда священнослужитель отвлекается от ритуала и поворачивает голову к стоящему сбоку крепко сбитому смуглому молодому человеку, обращаясь к нему на языке конкани. Тот выслушивает, кивает и переводит с местного на английский круглолицей рыжеволосой девушке.

Она заканчивает лингвистическую цепочку по-русски, после чего молодожены, сидящие перед брамином, посыпают стоящий перед ними кокос рисом, сыплют на него красный порошок или, запинаясь, повторяют незнакомые фразы. В промежутках между исполнением роли толмача совладелица брачного агентства по фамилии Перейра делится со мной секретами матримониального бизнеса по-индийски.

Если бы десять лет назад астролог Глоба сказал Наталье, что та станет индийской женой, она не дала бы за такое предсказание и рубля. Работая представителем турфирмы в индийском штате Гоа, девушка познакомилась с Джанотаном Клайвом Перейрой, морским штурманом. Свою свадьбу влюбленные организовали на широкую ногу с восемьюстами гостями, винтажным авто и танцевальным шоу. После медового месяца Джонатан и Наталья решили использовать новоприобретенный опыт и открыли брачное агентство.

Первое, что они сделали после оформления компании, — потратили большую часть подаренных денег на свадебную одежду и украшения. Теперь гардеробная их маленькой фирмы напоминает костюмерную среднебюджетного болливудского фильма.

Это не блажь, а бизнес-необходимость:если сари позволяет задрапировать даму любой комплекции, то с нашими женихами часто возникают проблемы из-за богатырских габаритов, — разводит она руками, показывая их объемы. Не продают здесь готовые свадебные костюмы на мужчин 64 размера!

Кроме того, многие хотят сыграть свадьбу с участием детей, в кругу друзей и даже курортных знакомых, так что кроме молодоженов, нужно иногда одеть и их свиту.

Мехенди

Подготовка начинается с мехенди, росписи невесте рук до локтя и ног до колена хной, чем занимается мастерица по имени Вибха. Она поясняет мне: -Не бывает невест с одинаковым рисунком, иногда в сплетении линий я зашифровываю имя жениха. Чем темнее и сложнее вязь узоров, тем крепче муж будет любить жену, тем богаче будет их жизнь.

Свадьба

После нанесения хны необходимо время, чтобы она впиталась и подсохла, после чего рисунок стряхивают и покрывают маслом для закрепления. В Индии считается, что хна принесет счастье и будет оберегать брак. Иногда невестудаже освобождают от домашней работы до тех пор, пока не смоется узор-чтобы молодая жена могла за этот срок адаптироваться к укладу своей новой семьи. Русской невесте Татьяне порекомендовали поужинать заранее и несколько часов после росписи не пользоваться столовыми приборами, чтобы не смазать узоры на ладонях.

На следующий день мы готовимся к церемонии. Невеста, Наталья, ее помощница, фотограф и я. Татьяне на выбор предлагают сари или ширара. Сари-это 5-9 метров ткани, в которую индианки ежедневно ловко заворачиваются за пару минут. Под сари поддевают чоли-короткий топик и нижнюю юбку, на которой собственно и держится вся конструкция. Секрет красиво оформленного сари заключен в булавках, которыми его закалывают. Ширара более привычный для европейских женщин костюм, он состоит из топа, юбки и большого платка под названием дупата. -Увидев красавиц в ярких, расшитых блестками нарядах, иностранцы часто поддаются искушению купить сари. Приобретенные метры ткани потом годами бесполезно лежат в шкафу, -рассказывает Наталья, пока невеста с помощницей отходят надевать выбранную ширару. Даю владелицам невостребованных сари бесплатный совет:разрежьте ткань пополам и у вас выйдут прекрасные шторы, -шутит она. Традиционно свадебный цвет красный, но в зависимости от штата может варьироваться. А так как у нас женятся не индусы, то и цвет и сам наряд подбирается по вкусу невесты.

Свадьба

Далее девушки в четыре руки начинают декорировать невесту традиционными украшениями, общий вес которых под килограмм. На волосы крепится мангтика, цепочка которой ложится на пробор, а широкая пластина на лоб, в уши вставляют тяжелые серьги карн пхул, а на шею вешают хаара–ожерелье из нескольких колье. На руки Татьяне надевают браслеты–чудиян. С женихом много проще:костюм Сергея состоит он шервани(удлиненный сюртук, который застегивается до воротника), штанов чуридаров (зауженные к низу, затянутые в поясе шнурком)и свадебного тюрбана пагди. На шею мужчине надевают шарф бордового цвета, который еще сыграет в церемонии свою ключевую роль.

Храм Шри Махалакшми в поселке Колва выбран не случайно. Согласно «божественному штатному расписанию» красавица Лакшми, жена бога Вишну, отвечает за семейное и финансовое благополучие. Но главное-в нем служит знакомый брамин по имени Ганеш Джи, готовый терпеливо выносить испытания нашими непредсказуемыми темпераментами и хаотичными перемещениями фотографа. Секрет терпения заключен в нескольких крупных банкнотах с портретом Махатмы Ганди, переходящих в его руки после церемонии.

Но, бывает, даже Ганеш Джи не выдерживает и, с напускной строгостью зыркнув, шикает на слишком развеселившихся гостей. Внутрь храма все заходят босыми, оставляя обувь при входе. Первая часть церемонии состоит из поминания предков, когда жених и невеста посыпают кокосы рисом и красным порошком тика. Следующий этап-обряд первого взгляда.

Бывает, что жених и невеста в Индии не знают друг друга до свадьбы, а договорные браки, когда родители решают быть или не быть новой ячейке общества, обычны и в наши дни. В зависимости от региона и строгости родителей, молодым может быть дозволено встретиться два раза перед свадьбой. Один-в доме невесты, другой у жениха. Одним из важнейших критериев договорных браков выступает совпадение гороскопов молодых, их составляют родовые брамины.

Впрочем, сейчас появилось множество сайтов знакомств, где спокойно можно посмотреть анкеты потенциальных зятьев и невесток.

Наши «молодожены» живут в законном браке уже восемь лет. Безуспешно сдерживая улыбки, жених и невеста становятся напротив друг друга на древнеарийский символ в форме свастики из окрашенного в желтый цвет риса. Брамин с помощником растягивают покрывало между «будущими супругами», распевая мантры, а гости и прихожане бросают в молодых рис.

После того, как покрывало падает, пара, глядя друг другу в глаза, обменивается гирляндами. Причем женщина должна повесить ее на шею мужчине первой, важная часть обряда называется джай мала, и с этого момента Татьяна будет почитать мужа, как частицу Бога. Сергей, в свою очередь, надевает на шею супруге украшение-мангальсутру, без которой ей недоступен путь к счастью.

Даури

Вообще-то для настоящего брака семья девушки должна собрать немалое приданное, даури. В Индии, если парень «приносит» добро в дом, то девушка наоборот, «тянет» деньги из семьи. Поэтому большинство семей хотят рождения мальчика и пытаются избавиться от плода женского пола на любом сроке. Это, наверное, единственная страна, где врач не имеет права называть пол ребенка при проведении УЗИ беременной. Нарушителю грозит не только крупный штраф, но и тюремное заключение.

Свадьба

Далее следует передача девушки в руки жениха, канья даан. Канья-девственица, даан-дар. Ладони невесты, заключенные в руки жениха, держат монету, цветок и рис. Поливая из священного сосуда на руки невесты и призывая в помощь предков, брамин желает молодым не только материального, но и нравственного развития. По его знаку все перемещаются в маха мандап-большой зал, где разведен священный огонь. Брамин рисует порошком ранголи, благие символы, Сергей садится рядом с жрецом, а Татьяна по правую руку от мужа. Проводится ритуал гатхабандхан, в процессе которого край сари или дупаты невесты и край шарфа жениха завязывают в узел, как символ, что узы брака не могут быть разрушены.

Объединенные в единое целое супруги совершают ладжа хома–поднесение риса священному огню. Руки невесты снова в ладонях жениха, в них пять раз священнослужитель насыпает воздушный рис, который столько же раз бросают в огонь.

И, наконец, наступает черед агни париная, обхода вокруг священного огня. Сергей берет за руку Татьяну и семь раз обводит ее по ходу часовой стрелки, теперь они стали законными супругами. Мужчина проводит щепоткой красного порошка по пробору волос супруги, которая может с полным правом носить знак замужней женщины-синдур.

Наталья продолжает рассказ: Наши соотечественники предпочитают свадьбы в храме с брамином, в сари и традиционных украшениях, чтобы все было «как в индийском кино». Хотя законной силы такой брак не имеет, практика показывает, что есть путешественники, коллекционирующие свадьбы. Некоторые наши клиенты уже женились на Бали, в Мексике. К слову, свадьба в Индии стоит много дешевле, цена начинается от 700 долларов. Можно с индийской массовкой, музыкой и танцами, верхом на коне и слоне-все обговаривается в индивидуальном порядке.

И напоследок приводит решающий аргумент:-А знаете ли вы, что в Индии уровень разводов самый низкий в мире и в пятьдесят раз ниже, чем в России?Так что брак, заключенный в Гоа- на всю жизнь». Подумав, добавляет:« А иногда и больше». Дело в том, что в некоторых регионах есть поверье, что брак объединяет молодоженов не только в этой, но на семь следующих жизней.