Невольники индийского цирка

В стойле лениво переминаются с ноги на ногу, с копыта на копыто, с лапы на лапу четыре слона, верблюд, пять лошадей, четырнадцать собак, три козы и несколько попугаев. Демо — версия Ноева ковчега является собственностью цирка «Moonlight Circus» и ждет кормления. Душно. Трое мужчин продолжают присматривать за животными, несмотря на неопределенность своего положения.

Смотритель за слонами и лошадьми по имени Баблу Чача всю сознательную жизнь кочует по стране в цирковых вагончиках. Слова, которые он произносит, тягучи от жары и звучат слегка заторможено:

Цирк

— Небольшой грузовик сахарного тростника стоит 14000 рупий, а хватает его от силы на два дня. С утра мы дали слонам несколько роти(лепешек), сахарный тростник будет на вечернем кормлении. На таком пайке они долго не протянут. «А знаете, сколько должен съесть цирковой слон за сутки? 60 килограмм травы или веток деревьев, 10 килограмм вареного риса, 20 килограмм овощей на ужин. Еще по мелочам — дал(вид чечевицы), лепешки роти, ну и водой пои его каждые пару часов — опустив голову и, будто читая одному ему видимые записи с утоптанной и пыльной земли, монотонно перечисляет Баблу.

— С тех пор, как арестовали владельца цирка, денег мы не получали, сетует его коллега Рахул. "А других доходов ни у кого нет", — вклинивается в беседу брат Сону Сукла, — они оба присматривают в цирке за собаками и птицами. Что будет дальше, никто из присутствующих не знает.

Тяжело найти ребенка, который бы не радовался, когда приезжает цирк и индийские дети не исключение. Каждый год, после гастролей в штате Карнатака, шапито «Moonlight Circus» перебирался в соседний Гоа. Уже несколько дней по улицам раскатывали трехколесные мото — рикши, заклеенные рекламными плакатами с улыбающимися клоунами и расписанием представлений. Не только дети, но и взрослые из городка Маргао считали дни, когда за автовокзалом Кадамба, названным так в честь средневековой индуистской династии, натянут брезентовый шатер. Но три девочки — беглянки, покинувшие «Moonlight Circus», прервали эти гастроли. Сбежав из цирка, девчонки направились по железной дороге домой, в Западную Бенгалию.

В пути, недалеко от Мумбая, одна едва не попала под колеса поезда. К счастью, ее спасли и девочка отделалась лишь легкими ушибами. После оказания медицинской помощи подруг отвезли в полицейский участок, где служители порядка и узнали про побег. А еще про издевательства, унижение и насилие, которым те подвергались. Полученную информацию полицейские Махараштры передали своим гоанским коллегам и те в ходе рейда освободили из самого настоящего рабства шестерых несовершеннолетних девочек и восемь мальчиков.

История с детьми

Хозяина цирка «Moonlight Circus» Абдул Хана обвинили в неоднократных изнасилованиях несовершеннолетних, торговле людьми и принуждении к труду. Вместе с Абдулом за решетку угодили его четыре помощника. А спасенных детей вернули родителям, которые их в этот цирк и продали.

Цирк

История с детьми в «Moonlight Circus» имела резонанс в индийской прессе и обществе, но в цирковом мире мало кого удивила. Она довольна типичная для людей, которые связали свою судьбу с манежем. Бижду Наир, ведущий клоун цирка «Rembo», сбежав из дома в десятилетнем возрасте, добрался на поезде до Бомбея.

Чтобы не умереть с голода, попрошайничал, а потом ему повезло — устроился работать билетером в цирк. Платили мальчишке сущие копейки, зато он имел неограниченный доступ к манежу, не пропуская ни одного представления. Сейчас Биджу за сорок и он получает 9000 рупий в месяц.

Читать и писать артист так и не научился, благо, есть You Tube, из которого клоун черпает новые идеи, просматривая ролики с международных цирковых фестивалей. Двое его детей живут у родителей жены в штате Керала, они получают нормальное образование в школе, а не цирке, чему клоун несказанно рад. Хотя правительство страны несколько лет назад приняло закон о запрете эксплуатации детей до 14 лет, индийский цирк имеет такую же сомнительную репутацию, как европейские бродячие цирки середины XIX века.

Для того, чтобы подготовить артиста хорошего уровня, — неважно, — гимнаста или жонглера, его нужно тренировать с самого нежного возраста. «Нельзя просто взять 20 — летнего парня и научить его всему», — говорит менеджер цирка «Rembo» Джон Метью. Продюсер цирка «Gemini» Шанкаран вторит ему: «Самая большая проблема в том, что цирковые артисты требуют постоянной и упорной подготовки с самого юного возраста».

Цирк

О индийских бродячих факирах упоминали еще средневековые путешественники Марко Поло и Ибн Баттута. Но родоначальником и основателем первого «настоящего» индийского цирка «Chatre’s Great Indian Circus» стал Вишнупант Чатре, служивший учителем конной выездки, а по совместительству преподавателем пения у раджи Курдувади. Однажды правитель взял его с собой в Бомбей, на гастроли итальянского шапито с громким названием Королевский цирк Джозеппе Чиарини.

После того, как отгремели аплодисменты, раджа пожелал познакомиться с хозяином цирка. В беседе с Джозеппе Чиарини он представил Вишнупанта как специалиста, способного организовать цирк не хуже итальянского. На что Чиарини, бросив взгляд на азиата, пренебрежительно процедил:

— Вряд ли у него получиться. А если и сможет, займет не менее 10 лет. Эти слова сильно раззадорили не только раджу, но и его протеже. Уже через несколько месяцев, в марте 1880 года, прошла премьера первого цирка Индии, на которой конные трюки демонстрировал сам Вишнупант Чатре, а номера с дрессурой и эквилибристику представляла его жена. Несмотря на скудный репертуар, цирк отправился на гастроли — сперва по княжествам Индостана, а затем на Цейлон и в страны Юго — Восточной Азии. После возвращения в Индию Чатре едет на юг, в Кералу, где знакомится с Килери Кункиканнаном, преподавателем национального боевого искусства каларипаятту и гимнастики, который соглашается готовить цирковых гимнастов для «Chatre’s Great Indian Circus».

В 1901 году Кункиканнан открывает собственное цирковое училище неподалеку от Коллама, откуда впоследствии вышло немало артистов мирового класса, таких, как канатоходец Каннан Бомбайо. Школа стала колыбелью для девяти известных цирков, в их числе «Gemini Circus» и «Great Bombey Circus».

Индийское кино

Индийское кино не осталась в стороне от столь славной темы и в 1959 году Болливуд выпустил первый фильм «Circus Queen», за ним последовали «Mera naam Jocer», «Krrish».

Последняя на данный момент работа, «Dekh Indian Circus», вышла в 2011 году, а всего фильмов, в которых артисты, кроме песен и танцев, делают и другие поразительные трюки, можно насчитать с десяток. Индийская Национальная федерация полагает, что в стране сейчас работает примерно 32 цирка. Точно сказать невозможно из — за эффекта «Ласкового мая» — под брендом «Jumbo Circus», например, гастролируют как минимум два цирка. Кроме того, для цирка наступили не лучшие времена и многие из них закрываются без уведомления.

Несмотря на название, «The Champion Circus» совсем маленький. Потому и билеты на представление, в зависимости от места, стоят 70, 50 или даже 30 рупий. «Солидный» цирк, для сравнения, берет за вход от 100 до 600 рупий, поэтому «чемпионам» приходиться проводить по 2 — 3 представления в день, чтобы сводить концы с концами. Воздушные гимнасты, человек — рыба, выпивающий аквариум с рыбками, которых он потом распыляет на арену вместе с водой, канатоходцы, клоуны и эквилибристы, — все в перерывах между номерами подрабатывают, продавая зрителям сладкую вату, напитки или сувениры. Большинство некогда популярных в Индии цирков уже канули в Лету.

Причин много — отсутствие поддержки государства, повышение цен на топливо, аренду и запрет на использование в представлениях диких животных. Ударило по столетней индустрии и стремительное развитие телевидения и интернета. Сегодня зрители хотят «хлеба и зрелищ» без отрыва от диванов.

Джон Метью стоит у касс «Rembo Circus», он в расстроенных чувствах. Хотя шапито, разбитое на окраине Мумбая, способно вместить до 3000 зрителей, на сегодняшнее представление продано не более ста билетов. В 1990 — х годах, золотые времена для индийского цирка, по стране гастролировали примерно 300 цирков, сейчас их в десять раз меньше. «Лет через 10 — 15 цирк вообще может исчезнуть» — печально качает головой менеджер. В конце 90 — х в Индии был введен запрет на выступление диких зверей. Тигров, львов, пантер, медведей в цирке сегодня не увидишь.

Цель защитников животных(AWBI) — добиться запрета на выступление всех без исключения зверей в цирке. Такие санкции активисты рекомендовали Министерству охраны окружающей среды на основании результатов расследования жизни животных в цирках, проведенного с ноября 2012 по июль 2013 годов.

Активисты считают, что тех лишают естественной среды обитания и используют насилие в подготовке трюков. Обвинение не голословное, факты жестокого обращения они подтверждают съемками скрытой камерой. Владельцы цирков, в свою очередь, парируют, что своим запретом власти подпишут для индийских цирков смертный приговор. Принятие решения также сдерживает проблема переселения большого количества не приспособленных к жизни в дикой природе животных.

Кажется, в Индии о судьбе животных заботится больше организаций, чем о детях. Представления, большей частью с участием несовершеннолетних, проходят на пляжах, рынках, улицах городов и даже в поездах. В вагон под адский грохот и задорный речитатив врывается мальчуган лет десяти. Юный артист c подрисованными черной краской гусарскими усами, как в барабан, колотит в металлическую кастрюлю.

Одновременно он вращает обруч на тощей шее, отчего привязанный шнуром к шапке грузик вертится пропеллером, выписывая причудливые эллиптические траектории. Трюкач успевает при этом еще петь и, пританцовывая, заговорщически подмигивать пассажирам. Мальчику щедро бросают мелкие монетки, он переходит в соседний вагон.

Деньги, собранные им, впоследствии перетекут в карман хозяина, не гнушающимся таким «цирковым бизнесом». Детей легко запугать, им не нужно платить, они мало едят и не потребуют контракт. Наверное, поэтому показное веселье маленького циркача так диссонирует с грустью его глаз.