9 марта (суббота). Путешествие по Байкалу

Байкал

Утром «навернули» почти полную сковородочку картошки с мясом, да еще и с квашеной капустой..М-м-м.. Вкус этого, казалось бы, простого блюда может в полной мере оценить лишь человек, уже неделю питающийся однообразно и в основном, сублиматами. Как бы вкусно, тепло и гостеприимно здесь не было, однако путь наш лежал дальше.

В районе 12 часов дня мы все-таки оторвали свои 5-е точки от теплых скамеек и, «двинули» в путь. Нас провожала Людмила со стаей четвероногих питомцев. Любимого маламута даже запрягли тащить наши сани. Приятно, он катил 60 кг. нашей поклажи, как легкую пушинку. С ним вместе нас пошла, провожать любимица хозяина, лайка, по кличке Белка, на что Людмила ей кричала: «Вернись, у тебя же дети!» (под крыльцом дома действительно остались два маленьких бутуза, воспитывающихся в спартанских условиях), но мать семейства, почуяв ветер свободы, неслась впереди всех. Все рано или поздно заканчивается, вот и нашим провожатым пора было возвращаться домой. Голос разума у Белки все-таки сработал — она повернула к дому, а за ней, спокойно вздохнув, повернула и вся кавалькада.

Пройдя буквально пару «ходок», мы встретили двух молодых рыбаков. У них уже стояла палаточка, и они собирались проверять сети. Мы очень удачно подошли! Поговорив с ними о том, о сем, Вовик получил возможность заснять процесс рыбной ловли, ну и, конечно же, был угощен настоящим байкальским омулем. Они хотели дать нам его в дар, но что такое 100 рублей, оставленные как бы невзначай в их машине — конечно же — сущие копейки. Спасибо им за радушие и щедрость! Кстати, рыбаки поведали нам ценную информацию о том, что на метеостанции, куда мы собственно собирались завернуть — все «в стельку» пьяные и лучше бы нам туда не заходить. Мы с благодарностью приняли от них это сообщение.

Напротив метеостанции мы были вынуждены пообедать, т.к. подошло время. Вовик открыл пакет с орехами и изюмом, и. насыпал мне мюсли, оставшиеся еще с поезда. Такое разнообразие дневного рациона меня весьма приободрило, т. к. перед этим вот уже несколько часов мне грезились всякие соки и фрукты. Это конечно еще не авитаминоз, но явные сигналы, чего не хватает организму.

Так вот, мирно обедая напротив метеостанции, мы наблюдали следующую картину. От домика отъехал Пазик, сначала вроде бы направлялся к нам (мы уж было, приготовились к приему незваных гостей), затем поехал обратно, на огромной скорости сделал какой-то финт и помчался на юг. Мы вздохнули спокойно. Наверное, это пьяная бригада рыбаков, погнала за «огненной водой» до ближайшего населенного пункта. Это здесь в порядке вещей, тем более известна пословица, что много ее не бывает.

После обеда, мы пошли дальше. А вечером, нас ожидал шикарнейший ужин из омуля тушеного в собственном соку. Для его приготовления Вовик специально выстрогал поддон из деревяшки, захваченной нами еще в с. Байкальское. Рыбку почистил, положил на поддоне под печку и, следующие полчаса мы наслаждались дурманящим запахом свежеприготовленной рыбы. Мы съели ее всю (вместе с потрохами), казалось, ничего вкуснее и быть не может!

10 марта (воскресенье)

Байкал

«Ураган или хороший закат это не залог хорошей погоды».

Настроение бодрое. День — без особых событий. Идем — радуемся, что не сбылись предсказания МЧС-ков об ураганном ветре. Вечером будем готовить еще пару рыбин — это очень стимулирует. Небо над горами очистилось, ветер почти прекратился. А какой был хороший закат! В общем, как говорится в некоторых произведениях: «Ничего не предвещало беды..» На ночевку встали, не обогнув мыс Шартлай.

Все началось как-то обычно, буднично. Отужинав омулем, мы залезли в спальники и крепко уснули. Проснулись ночью оттого, что печка падала, а палатка «ходила ходуном». Ну да вроде бы ничего — трубу убрали, печку подняли. В дальнейшем мы ощутили всю мощь внезапно обрушившейся непогоды. В той части палатки, где лежали наши ноги, какая-то мощная сила пыталась подкинуть их на уровень головы. Интересное ощущение, когда ты всеми частями тела пытаешься удержаться в горизонтальном положении, да еще при этом пытаться немного поспать. Ведь мозг твердит, несмотря ни на что (ни на бессонную ночь, ни на непогоду) мы обязательно продолжим движение. Но расслабляться не удавалось: казалось, что все злобные духи озера Байкал сконцентрировались сейчас в этом сумасшедшем ветре и пытались нас вытряхнуть из палатки, пусть даже для этого им нужно будет расколоть лед.

11 марта (понедельник)

Байкал

«Бурхан добивается своего, и ангелы вновь спешат на помощь»

Ночь как-то плавно перекочевала в утро, вернее не плавно, а в ожесточенной борьбе. Утром, все еще борясь с искушением сходить в туалет, мы усиленно держали палатку изнутри. А снаружи все беснуется и бушует. В конце концов, я не выдерживаю и срочно «катапультируюсь» за борт. И, надо же, Бурхан выбирает самый удачный момент. С моим отсутствием изостазия нарушена и он, изловчась, очередным мощным порывом, ломает сразу две алюминиевые стойки нашей палатки. Плюм, и — готово! После этого даже порывы стали ослабевать. Володя сказал: «Ну вот, добился своего и успокоился!» Принимаем решение — все-таки складываться и двигать от этого гиблого места. В просевшей, потерявшей свою форму палатке начинаем в спешном порядке укладку вещей. Надо торопиться, пока от бушующей стихии нас прикрывает это небольшой, но все-таки защитный слой. Собирая палатку и выкручивая ледобуры, обнаруживаем, что один из них загнут градусов на 30. «Офигеть», только и можем сказать мы. Титановая железяка, выдерживающая две тонны нагрузки, загнута с легкостью — вот это ветер, точно не менее 27 м/сек. Это видимо и было то, о чем нас предупреждали МЧС-ки. Да уж!

Все-таки собравшись — двигаем за мыс, Преодолеваем небольшую полосу торосов. В это время нас обгоняет два автомобиля. Приветственно сигналят нам, улыбаются и, едут дальше. « Даже не предлагают подвезти…» Конечно, мы для них — часть экзотики. Да, а сегодня мы бы даже не стали отказываться от помощи. Ну что ж — это очередное испытание! И мы его выдержим!

Огибаем мыс, на берегу на безлесой поляне — одинокая избушка. Хранитель сего очага усиленно махал нам руками и, видимо, зазывал в гости. Но да простит он нас — нам сейчас нельзя расслабляться, а то мы отсюда не выберемся, тем более, что перспектив встретить попутное авто, практически нет.

Сцепив зубы, подгоняемые «хохочущим» Бурханом идем дальше. Время, к обеду — справа у берега — огромное нагромождение торосов. О, спасибо тебе, Господи! Это же естественная надежная защита от всепронизывающего ветра. И, действительно, забредя в этот «райский уголок» — немного отдыхаем от ветра. У меня — мюсли, у Вовика — «доширак» с мясом. Силы нам сегодня нужны, как никогда. После обеда, немного приободренные, выбираемся из торосов поближе к дороге. У обоих тлеет надежда, что хоть кто-нибудь куда-нибудь нас подвезет, а лучше, сразу на о-в Ольхон. Да, с утра, даже нашего неутомимого руководителя посетила эта мысль. Мы думали, что с поломкой палатки придется завершать и наше путешествие. Но, немного успокоившись, поразмыслив, Вовик решил, что благодаря маленьким хитростям все-таки крышу над головой сделаем и переночуем. Благо дрова еще есть и два омуля валяются в санях.

Уже ближе к вечеру навстречу нам движется «Пазик», останавливается возле Вовика, из него выходят четыре бурята, явно молодые рыбаки заводят стандартный разговор: «Кто, куда, откуда и зачем?» Затем, достают из машины бутылку водки и сок. Намерения яснее ясного. Помня о том, что буряты очень обидчивы, думаем, как бы красиво «открутиться». На что они дружески заявили, что пить не обязательно, достаточно лишь «побурханить» (это местный обычай — задобрить злого духа «Бурхана», который сегодня непомерно разбушевался. Нужно безымянным пальцем побрызгать из стакана на четыре стороны света) После соблюдения этого ритуала, дружески пожали друг другу руки, пожелали удачи и, разошлись в разные стороны. Они — на м.Заворотный — ловить рыбу, а мы дальше — на юг.

Проходим мыс Рытный — святые бурятские земли, по крайней мере, останавливаться там точно нельзя, а солнце идет на закат.

Байкал

Ветер дует целый день, уже не такой сильный, но все еще пронизывающий.

Вовик идет, конечно же, быстрее меня, а я догоняю, т.е. между нами образуется определенное расстояние. Это ничего не значит, так как я знаю, что за первым поворотом, спустя 50 минут он обязательно меня будет ждать. И вот я иду и иду, уже даже как- то втянулась в ритм, перестала даже ругать ветер. Под ногами хорошая наезженная дорога и ноги сами идут по ней, хотя закрадываются нехорошие ощущения, мол, слишком долго иду и, Вовика на горизонте нет. И тут слышу, откуда-то сбоку очень далекий свист. Пригляделась — у берега, метрах в 800-х мелькает фигура. Поняла, это Вовик. Ничего себе — он, оказывается «умотал» по другой дороге.

Вот так вот, на «автопилоте» чуть не потеряли друг друга из вида. Я взяла резко вправо, преодолела несколько трещин, благо все они были проходимы и, приблизилась к Вовику. Да, усталость сказывается. Ну что ж, идем вдоль береговой полосы в поисках хоть какого-либо закуточка, где можно укрыться от ветра и поставить палатку, зная, что поломанная она навряд ли выдержит сильные ветровые нагрузки. В общем, решили идти до предела. Солнце уже скрылось за хребтом, мы идем в вечерних сумерках, а подходящего места для стоянки так и нет. Вспомнили, что на карте где-то недалеко находится зимовье, но, его еще нужно найти. Выхода у нас нет, не оставаться же под открытым небом. Стемнело. Вовик надел налобный фонарик, прикрепил к своим саням еще и мои, т.к. я уже начала постанывать, ветер меня окончательно доконал, а перспектива «холодной» ночевки — не прельщала. В общем, для того, чтобы я шла дальше, мне были созданы все условия. И. я шла, почти не отставая от Вовика. Так мы продвигались вперед в свете ночных звезд.

Конечно же, Господь не оставил нас и на этот раз. Это было сродни чуду — идти почти наугад, посветить фонариком в распадок «на авось»… А там! Собаки, домики, свет и ЛЮДИ! Ура! Мы спасены! Оказалось, это кордон егерей, которые охраняют часть Байкало — Ленского заповедника и у них есть специальные комнаты для путешественников! Да, ради такого завершения дня стоило претерпеть все мытарства, которые выпали на нашу долю. А в награду за наше упорство нам — отдельная комната с кроватями и печкой и горячий чай с клубничным вареньем. Все-таки мы — любимцы судьбы!